Социально-педагогический подход в системе клубов по месту жительства

Педагогика » Социально-ориентированная деятельность в системе клубов по месту жительства » Социально-педагогический подход в системе клубов по месту жительства

Страница 2

7. Принцип воспитания в коллективе определяется как система равноправных отношений, складывающихся между участниками в процессе совместной жизнедеятельности. В силу своей целостности коллектив способен уникальным образом влиять на каждого его субъекта, а в целом позволяет приобретать опыт адаптации и обособления в обществе.

8. Принцип преемственности в воспитании как на уровне поколений, так и на уровне системы образования, указывает на непрерывность процесса воспитания, на необходимость личностного присвоения (интериоризации) воспитанниками культурно-исторических московских и российских ценностей и традиций.

Для дальнейшего анализа определимся в социально-педагогических понятиях и терминах. Чтобы сделать это, попытаемся ответить на три следующих вопроса: "Что такое социальная педагогика?", "Что такое социально-педагогический компонент деятельности?", "Что такое социально-педагогическая деятельность?"

Что такое социальная педагогика?

Социальная педагогика - это отрасль педагогической науки, изучающей закономерности формирования и развития педагогического процесса (процессов обучения и воспитания) в различных условиях социума. Она возникла на основе интеграции педагогики и социологической теории о социуме; она концентрирует внимание на педагогическом компоненте социума, сосредоточивает усилия на использовании потенциала социума в решении педагогических задач, в решении задач обучения и воспитания личности.

Некоторые ученые, даже из моей среды, заявляют, что социальная педагогика - это теория и практика. Здесь надо все-таки определиться: есть теория и есть практика. В реальной жизни вначале возникает практика, а затем теория, т.е. описание этой практики с точки зрения ее закономерностей протекания. Но затем эта теория становится опорой для практики. Именно такой опорой для социально-педагогической деятельности является социальная педагогика как наука, как часть педагогической науки. Это очевидно. Поэтому важным представляется второй момент истины - выявление сути социально-педагогического компонента.

Что такое социально-педагогический компонент деятельности?

Из современных российских ученых ближе других к выделению социально-педагогического компонента подошел А.В. Мудрик, попытавшийся определить отличия "педагогического" от "социально-педагогического". Всем содержанием материала учебника он создал условия для этого понимания. Этим обозначено лишь начало. Если продолжить его логику, то следует вывод, что суть социально-педагогического компонента заключается в использовании потенциальных возможностей социума для решения педагогических задач (разрешения проблем личности педагогическими средствами с помощью социума) или не использовании, а опоры только на наличные педагогические средства.

В этом состоит существенное значение отличий социально-педагогического компонента от педагогического. Это диктует необходимость изучать потенциал социума и формы, методы его использования.

Исходя из указанной выше посылки социально-педагогический компонент имеет место практически в каждой профессиональной деятельности, где специалист обращается к использованию потенциала социума, что еще раз подчеркивает огромную значимость этой профессии, а также социально-педагогического компонента для различных сфер жизни общества. Там, где это усвоили, социального педагога воспринимают как специалиста по взаимодействию с социумом для разрешения текущих и хронических проблем личности или группы, который необходим нашему обществу и востребован им. Такого специалиста надо готовить, ибо самый прекрасный бывший завуч или даже директор образовательного учреждения, занявший на пенсии ставку социального педагога, с этими задачами не справится, да и любой другой без должной профессиональной подготовки.

Что такое социально-педагогическая деятельность?

Социально-педагогическая деятельность для России является относительно новым видом профессиональной деятельности. Профессия "социальный педагог" насчитывает

немногим более пятнадцати лет. После ее официального признания в вузах России начали создаваться факультеты социальной педагогики для профессиональной подготовки специалистов.

Многие обращающиеся к этой профессии нередко стоят перед дилеммой: если это педагогическая профессия, тогда почему социальный педагог выполняет в какой-то мере обязанности социального работника, занимается социально-педагогической помощью детям и взрослым на социально-правовом уровне, медико-социальном, психосоциальном и социокультурном уровнях? если это профессия, относящая к социальной работе, тогда почему он занимается вопросами социального воспитания и находится в штате образовательного учреждения?

Страницы: 1 2 3

Смотрите также:

Опытно-экспериментальная работа по стимулированию процесса самовоспитания у подростков
Экспериментальное исследование проводилась на выборке состоящей из 14 человек (7 мальчиков, 7 девочек) 14-15 лет, учеников 8 в класса МОУ СОШ №4, г. Ишима, Тюменской области. На основе элективного курса «Профессиональное самоопределение» нами было проведено 2 занятия. Исследование проходило в 3 эта ...

Описание результатов эмпирического исследования эффективности использования дидактических игр как средства активизации познавательной деятельности младших школьников
Для подтверждения теоретических выводов нами организовано эмпирическое исследование эффективности использования дидактических игр как средства активизации познавательной деятельности младших школьников. Цели данного исследования: выявление эффективности использования дидактических игр как средства ...

Понятие, сущность и цель современного образования
Социально-экономические изменения во всех сферах жизни общества привели к смене ценностных ориентаций в образовании. Ведущей целью образования становится не объём усвоенных знаний и умений, а гармоничное разностороннее развитие личности, дающее возможность реализации уникальных возможностей человек ...

Приёмы и методы запоминания

Приёмы и методы запоминания

На протяжении всей человеческой истории люди пытались придумать способы, с помощью которых они могли бы по возможности прочно усвоить какие-либо знания. С древнейших времён тема и техника запоминания занимала пытливые умы, рассматривалась и систематизировалась великими людьми прошлого.

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.newlypedagog.ru