Социально-педагогический подход в системе клубов по месту жительства

Педагогика » Социально-ориентированная деятельность в системе клубов по месту жительства » Социально-педагогический подход в системе клубов по месту жительства

Страница 2

7. Принцип воспитания в коллективе определяется как система равноправных отношений, складывающихся между участниками в процессе совместной жизнедеятельности. В силу своей целостности коллектив способен уникальным образом влиять на каждого его субъекта, а в целом позволяет приобретать опыт адаптации и обособления в обществе.

8. Принцип преемственности в воспитании как на уровне поколений, так и на уровне системы образования, указывает на непрерывность процесса воспитания, на необходимость личностного присвоения (интериоризации) воспитанниками культурно-исторических московских и российских ценностей и традиций.

Для дальнейшего анализа определимся в социально-педагогических понятиях и терминах. Чтобы сделать это, попытаемся ответить на три следующих вопроса: "Что такое социальная педагогика?", "Что такое социально-педагогический компонент деятельности?", "Что такое социально-педагогическая деятельность?"

Что такое социальная педагогика?

Социальная педагогика - это отрасль педагогической науки, изучающей закономерности формирования и развития педагогического процесса (процессов обучения и воспитания) в различных условиях социума. Она возникла на основе интеграции педагогики и социологической теории о социуме; она концентрирует внимание на педагогическом компоненте социума, сосредоточивает усилия на использовании потенциала социума в решении педагогических задач, в решении задач обучения и воспитания личности.

Некоторые ученые, даже из моей среды, заявляют, что социальная педагогика - это теория и практика. Здесь надо все-таки определиться: есть теория и есть практика. В реальной жизни вначале возникает практика, а затем теория, т.е. описание этой практики с точки зрения ее закономерностей протекания. Но затем эта теория становится опорой для практики. Именно такой опорой для социально-педагогической деятельности является социальная педагогика как наука, как часть педагогической науки. Это очевидно. Поэтому важным представляется второй момент истины - выявление сути социально-педагогического компонента.

Что такое социально-педагогический компонент деятельности?

Из современных российских ученых ближе других к выделению социально-педагогического компонента подошел А.В. Мудрик, попытавшийся определить отличия "педагогического" от "социально-педагогического". Всем содержанием материала учебника он создал условия для этого понимания. Этим обозначено лишь начало. Если продолжить его логику, то следует вывод, что суть социально-педагогического компонента заключается в использовании потенциальных возможностей социума для решения педагогических задач (разрешения проблем личности педагогическими средствами с помощью социума) или не использовании, а опоры только на наличные педагогические средства.

В этом состоит существенное значение отличий социально-педагогического компонента от педагогического. Это диктует необходимость изучать потенциал социума и формы, методы его использования.

Исходя из указанной выше посылки социально-педагогический компонент имеет место практически в каждой профессиональной деятельности, где специалист обращается к использованию потенциала социума, что еще раз подчеркивает огромную значимость этой профессии, а также социально-педагогического компонента для различных сфер жизни общества. Там, где это усвоили, социального педагога воспринимают как специалиста по взаимодействию с социумом для разрешения текущих и хронических проблем личности или группы, который необходим нашему обществу и востребован им. Такого специалиста надо готовить, ибо самый прекрасный бывший завуч или даже директор образовательного учреждения, занявший на пенсии ставку социального педагога, с этими задачами не справится, да и любой другой без должной профессиональной подготовки.

Что такое социально-педагогическая деятельность?

Социально-педагогическая деятельность для России является относительно новым видом профессиональной деятельности. Профессия "социальный педагог" насчитывает

немногим более пятнадцати лет. После ее официального признания в вузах России начали создаваться факультеты социальной педагогики для профессиональной подготовки специалистов.

Многие обращающиеся к этой профессии нередко стоят перед дилеммой: если это педагогическая профессия, тогда почему социальный педагог выполняет в какой-то мере обязанности социального работника, занимается социально-педагогической помощью детям и взрослым на социально-правовом уровне, медико-социальном, психосоциальном и социокультурном уровнях? если это профессия, относящая к социальной работе, тогда почему он занимается вопросами социального воспитания и находится в штате образовательного учреждения?

Страницы: 1 2 3

Смотрите также:

Истоки современной науки
Автор говорит о том, что в эпоху возрождения с новой силой развивается наука и культура, человечество заново переосмысливает научные труды античности. Эпоха Возрождения воплотила мечты христианского Запада о свободе, вернула радостный взгляд язычества на окружающий мир, и человечество признала в ка ...

Развитие механизма гейткипинга в системе клубов по месту жительства. Междисциплинарное ведение случая
Одной из целей государственной политики в Российской Федерации является содействие физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию детей, воспитанию в них патриотизма и гражданственности, а также реализации личности ребенка в интересах общества. В России в настоящий ...

Производство силикатов. Керамическое производство
Сырьём для керамического производства служат различного рода глины. Глина - тонкодисперсная горная порода, состоящая в основном из глинистых минералов. Обычно в глинах содержится примесь кластического аллотигенного материала зерен кварца, полевых шпатов и других материалов, и аутигенного материала ...

Приёмы и методы запоминания

Приёмы и методы запоминания

На протяжении всей человеческой истории люди пытались придумать способы, с помощью которых они могли бы по возможности прочно усвоить какие-либо знания. С древнейших времён тема и техника запоминания занимала пытливые умы, рассматривалась и систематизировалась великими людьми прошлого.

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.newlypedagog.ru