Подход - это ориентация руководителя, специалиста образовательного учреждения при осуществлении своих действий, побуждающая к использованию определенной совокупности взаимосвязанных понятий, принципов, идей и способов педагогической деятельности. Это также комплексное педагогическое средство, которое включает в себя:
основные понятия современной практики; принципы деятельности, приемы; методы построения образовательной деятельности.
В таком контексте социально-педагогический подход предполагает реализацию педагогического процесса (обучения и воспитания) при опоре на социум и его воспитательный потенциал через установление взаимодействия с социальными институтами, включение воспитанников в социально значимую деятельность и в социальные отношения, формирование социальных потребностей и развитие социальных способностей личности. Естественно, что данный подход требует использования возможностей семьи и других социальных институтов (различные образовательно-воспитательные структуры, общественные организации, учреждения социальной защиты населения, благотворительные фонды, церковь и т.д.), микросреды личности и социума в целом. Он обеспечивает заботу о правах человека, развитие его интересов и возможностей, защиту духовности, дает возможность организовывать механизмы педагогически компетентного вмешательства в различные личностно-средовые ситуации с целью их разрешения и защиты ребенка. Такая деятельность - это целенаправленная, научно обоснованная, педагогически организованная система построения отношений человека с окружающей социальной средой, с ее многофакторным воздействием на личность; как следствие, она включает в себя анализ вопросов, характеризующих "личность в среде", "личность в социуме", "личность в системе социальных отношений", "личность в структуре социальной деятельности".
Социально-педагогический подход предполагает опору на городской социум и его воспитательный потенциал в развитии личности [4]; можно сказать, что он заключается в разрешении проблем личности на основе использования потенциала социума:
путем включения человека в социально значимую деятельность, в новые социальные отношения; путем формирования у личности социальных потребностей, развития ее социальных способностей; установления делового взаимодействия с социальными институтами города ради разрешения личностных проблем текущего и хронического свойства [11].
Таким образом, этот подход способствует преодолению сложившегося в педагогической науке и практике узковедомственного взгляда на личность и ее формирование в относительно замкнутых педагогических (образовательных) структурах (детсад, школа, учреждение дополнительного образования, вуз). В его контексте структурно-функциональные связи человека рассматриваются как приоритетные в системе педагогически регулируемых образовательно-воспитательных воздействий.
В дополнительном образовании помимо выполнения учреждениями задач всеобщего обязательного образования такой подход естественно включает и осуществление вариативного образования, и помощь различным категориям социально незащищенных детей, и оказание помощи родителям на основе использования потенциала социума.
Социально-педагогический подход обеспечивает профессиональную деятельность на основе ряда принципов.
1. Принцип социального партнерства и сотрудничества при организации и управлении социально-педагогической деятельностью предполагает построение взаимодействия всех субъектов на основе общих целей воспитания и объединения усилий по их достижению.
2. Принцип культуросообразности означает максимальное использование богатейшего культурного потенциала Москвы как ценности в воспитании и образовании, полноценного развития детей и молодежи, их творческого самовыражения в созидательной деятельности.
3. Принцип природосообразности отражает отношение к ребенку как к части природы (учет индивидуальных физических и психических особенностей), предполагает воспитание ребенка в единстве и согласии с природой.
4. Принцип опосредованности воспитательных воздействий на основе создания необходимых условий, в которых для молодежи предоставляется выбор инвариантных путей.
5. Принцип опоры на потенциал городского социума в воспитании указывает на необходимость адекватного восприятия и использования социального опыта, позитивного его преобразования в конкретном регионе.
6. Принцип проектирования, прогнозирования и моделирования направлен на стратегическое и тактическое прогнозирование развития воспитания в поликультурном и многонациональном социуме, на создание новых или преобразование существующих условий функционирования воспитания и развитие его элементов.
Отходы и выбросы стекольного производства
Производство изделий из стекла связано с образованием большого количества отходов и выбросов, которые можно классифицировать по физико-механическому состоянию следующим образом: 1. твердые отходы (стеклобой, сырьевые материалы цехов подготовки шихты в виде пыли, порошковые отходы цехов обработки со ...
Социально-педагогические мероприятия по повышению общего уровня адаптации
первоклассников к школьной жизни
В процессе диагностики адаптации первоклассников к школьной жизни серьезных проблем в сфере учебной деятельности выявлено не было. Внутренняя позиция школьника у учеников сформирована, социальная роль ученика усвоена, страхов перед школой у детей не наблюдается. Но проведенное наблюдение показало, ...
Теоретические основы игры как средства обучения
Об обучающих возможностях использования игрового метода известно давно. Многие ученые, занимающиеся методикой обучения иностранным языкам, справедливо обращали внимание на эффективность его использования. Это объясняется тем, что в игре проявляются особенно полно, порой неожиданно способности любог ...
На протяжении всей человеческой истории люди пытались придумать способы, с помощью которых они могли бы по возможности прочно усвоить какие-либо знания. С древнейших времён тема и техника запоминания занимала пытливые умы, рассматривалась и систематизировалась великими людьми прошлого.