Социально-педагогический подход в системе клубов по месту жительства

Педагогика » Социально-ориентированная деятельность в системе клубов по месту жительства » Социально-педагогический подход в системе клубов по месту жительства

Страница 1

Подход - это ориентация руководителя, специалиста образовательного учреждения при осуществлении своих действий, побуждающая к использованию определенной совокупности взаимосвязанных понятий, принципов, идей и способов педагогической деятельности. Это также комплексное педагогическое средство, которое включает в себя:

основные понятия современной практики; принципы деятельности, приемы; методы построения образовательной деятельности.

В таком контексте социально-педагогический подход предполагает реализацию педагогического процесса (обучения и воспитания) при опоре на социум и его воспитательный потенциал через установление взаимодействия с социальными институтами, включение воспитанников в социально значимую деятельность и в социальные отношения, формирование социальных потребностей и развитие социальных способностей личности. Естественно, что данный подход требует использования возможностей семьи и других социальных институтов (различные образовательно-воспитательные структуры, общественные организации, учреждения социальной защиты населения, благотворительные фонды, церковь и т.д.), микросреды личности и социума в целом. Он обеспечивает заботу о правах человека, развитие его интересов и возможностей, защиту духовности, дает возможность организовывать механизмы педагогически компетентного вмешательства в различные личностно-средовые ситуации с целью их разрешения и защиты ребенка. Такая деятельность - это целенаправленная, научно обоснованная, педагогически организованная система построения отношений человека с окружающей социальной средой, с ее многофакторным воздействием на личность; как следствие, она включает в себя анализ вопросов, характеризующих "личность в среде", "личность в социуме", "личность в системе социальных отношений", "личность в структуре социальной деятельности".

Социально-педагогический подход предполагает опору на городской социум и его воспитательный потенциал в развитии личности [4]; можно сказать, что он заключается в разрешении проблем личности на основе использования потенциала социума:

путем включения человека в социально значимую деятельность, в новые социальные отношения; путем формирования у личности социальных потребностей, развития ее социальных способностей; установления делового взаимодействия с социальными институтами города ради разрешения личностных проблем текущего и хронического свойства [11].

Таким образом, этот подход способствует преодолению сложившегося в педагогической науке и практике узковедомственного взгляда на личность и ее формирование в относительно замкнутых педагогических (образовательных) структурах (детсад, школа, учреждение дополнительного образования, вуз). В его контексте структурно-функциональные связи человека рассматриваются как приоритетные в системе педагогически регулируемых образовательно-воспитательных воздействий.

В дополнительном образовании помимо выполнения учреждениями задач всеобщего обязательного образования такой подход естественно включает и осуществление вариативного образования, и помощь различным категориям социально незащищенных детей, и оказание помощи родителям на основе использования потенциала социума.

Социально-педагогический подход обеспечивает профессиональную деятельность на основе ряда принципов.

1. Принцип социального партнерства и сотрудничества при организации и управлении социально-педагогической деятельностью предполагает построение взаимодействия всех субъектов на основе общих целей воспитания и объединения усилий по их достижению.

2. Принцип культуросообразности означает максимальное использование богатейшего культурного потенциала Москвы как ценности в воспитании и образовании, полноценного развития детей и молодежи, их творческого самовыражения в созидательной деятельности.

3. Принцип природосообразности отражает отношение к ребенку как к части природы (учет индивидуальных физических и психических особенностей), предполагает воспитание ребенка в единстве и согласии с природой.

4. Принцип опосредованности воспитательных воздействий на основе создания необходимых условий, в которых для молодежи предоставляется выбор инвариантных путей.

5. Принцип опоры на потенциал городского социума в воспитании указывает на необходимость адекватного восприятия и использования социального опыта, позитивного его преобразования в конкретном регионе.

6. Принцип проектирования, прогнозирования и моделирования направлен на стратегическое и тактическое прогнозирование развития воспитания в поликультурном и многонациональном социуме, на создание новых или преобразование существующих условий функционирования воспитания и развитие его элементов.

Страницы: 1 2 3

Смотрите также:

Виды предметно-практической деятельности, способствующие развитию тактильной чувствительности
Другим видом деятельности, способствующим развитию осязания, является занятие аппликацией. Его можно начать с обследования геометрических фигур, из которых составляются различные орнаменты и композиции. Поначалу разнообразие фигур ,которыми оперируют учащиеся, должно быть минимальным. Аппликации вы ...

Формирование привычек здорового образа жизни у младших подростков
Образ жизни - одна из важнейших социологических категорий, интегрирующая представление об определенном виде жизнедеятельности людей. Под ним понимается устойчивый, сложившийся в определенных общественно-экономических условиях способ жизнедеятельности людей, удовлетворения материальных и духовных по ...

Концепция профильного обучения
В соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2001 г. №1756-р об одобрении Концепции модернизации российского образования на период до 2010 г. на старшей ступени общеобразовательного школы предусматривается профильное обучение, ставится задача создания “системы спе ...

Приёмы и методы запоминания

Приёмы и методы запоминания

На протяжении всей человеческой истории люди пытались придумать способы, с помощью которых они могли бы по возможности прочно усвоить какие-либо знания. С древнейших времён тема и техника запоминания занимала пытливые умы, рассматривалась и систематизировалась великими людьми прошлого.

Категории

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.newlypedagog.ru