Осуществляя учебную деятельность школьники выполняют определенные учебные действия. В.В. Давыдов представляет их в логике решения учебной задачи:
принятие от учителя учебной задачи или ее совместная постановка;
превращение условий задачи с целью выявления всеобщих отношений изучаемого объекта (поиск, нахождение и выделение);
моделирование выделенных отношений в предметной, графической или буквенной форме;
превращение модели отношений для изучения их особенностей в “чистом виде”;
построение системы отдельных задач, которые решаются общим способом;
контроль за выполнением предыдущих действий;
оценка усвоения общего способа как результата решения данной учебной задачи.
Учитель в процессе обучения целенаправленно и последовательно ведет детей от одной учебной задачи к другой. За решением одной задачи идет постановка следующей. Отрезок времени от постановки одной “стратегической” задачи к другой через выполнение промежуточных “тактичных” задач А.Б. Воронцов называет актом учебной деятельности.
Когда учитель освоил технологию организации полного акта учебной деятельности и в соответствии с ним организует полноценную учебную деятельность школьников, то можно говорить, что он овладел технологией развивающего обучения.
Центром учебной деятельности является субъект. Позиция субъекта характеризуется самостоятельным осуществлением всех этапов деятельности: постановки цели, планирования, реализации цели и анализа полученных результатов. Младший школьник как субъект осуществляет собственную учебную деятельность вместе с другими детьми и с помощью учителя. Возникновение у школьника потребности в учебной деятельности, возникновение мотивов учебных действий способствует формированию у него желания учиться. Овладение учебными действиями с помощью которых решаются учебные задачи, формирует у ребенка умение учиться. Именно желание и умение учиться характеризуют младшего школьника как субъекта учебной деятельности. При этом от овладевает такими важными личностными качествами, как самостоятельность, инициативность, ответственность.
Концептуально-технологические аспекты стимулирования процессов
самовоспитания в подростковом возрасте
Среди значительных работ по самовоспитанию стоит отметить вклад таких отечественных ученых как Каптерев П.Ф., Маралов В. Г., Селевко Г. К. Мысль о самодеятельности и ее роли в развитии личности - одна из основных во всем педагогическом наследии П.Ф.Каптерева. Наиболее ярко она выражена в его статье ...
Дидактическая игра как метод словарной работы дошкольников
Дидактические игры являются одним из методов активизации словаря детей. Каждая дидактическая игра имеет свое программное содержание, например закрепляет знания о цвете, пространстве, времени, счете и т. д. В связи с этим в программное содержание игры входит и определенная группа слов, которую долже ...
Меры дошкольного учреждения, направленные на организацию продуктивного
детского досуга
Миссия детского сада – обеспечение единства физического, интеллектуального и личностного развития детей в педагогическом процессе. Практическое исследование с целью поиска эффективных форм и методов досуговой деятельности в дошкольном учреждении осуществлялось на базе ГУ «Миницентра… Основными мето ...
На протяжении всей человеческой истории люди пытались придумать способы, с помощью которых они могли бы по возможности прочно усвоить какие-либо знания. С древнейших времён тема и техника запоминания занимала пытливые умы, рассматривалась и систематизировалась великими людьми прошлого.