Творческие игры дошкольников

Страница 3

Второй формой связи фантазии и реальности является другая, более сложная связь, на этот раз не между элементами фантастического построения и действительностью, а между готовым продуктом фантазии и каким-нибудь сложным явлением действительности. Она не воспроизводит того, что было воспринято в прежнем опыте, а создает из этого опыта новые комбинации.

Третьей формой связи между деятельностью воображения и реальностью является эмоциональная связь. Эта связь проявляется двойным образом. С одной стороны, всякое чувство, всякая эмоция стремится воплотиться в известные образы, соответствующие этому чувству.

Страх, например, выражается не только в бледности, в дрожании, сухости в горле, измененном дыхании и сердцебиении, но также и в том, что все воспринимаемые в это время человеком впечатления, все приходящие ему в голову мысли обычно окружены владеющим им чувством. Образы фантазии и дают внутренний язык для нашего чувства. Это чувство подбирает отдельные элементы действительности и комбинирует их в такую связь, которая обусловлена изнутри нашим настроением, а не из вне, логикой наших этих образов.

Однако существует еще и обратная связь воображения с эмоцией. Если в описанном нами первом случае чувства влияют на воображение, то в случае другом, обратном, воображение влияет на чувство. Это явление можно было бы назвать законом эмоциональной реальности воображения.

Сущность этого закона Рибо формулирует следующим образом: «Все формы творческого воображения, - говорит он, - заключают в себе аффективные элементы». Это значит, что всякое построение фантазии обратно влияет на наши чувства, и если это построение и не соответствует само по себе действительности, реально переживаемым, захватывающим человека чувством.

Остается еще сказать о четвертной, последней форме связи фантазии с реальностью. Эта последняя форма с одной стороны тесно связана с только что описанной, но с другой – существенно отличается от нее.

Сущность этой последней формы заключается в том, что построение фантазии может представлять из себя существенно новое, не бывшее в опыте человека и не соответствующее какому-нибудь реально существующему предмету, однако, будучи воплощено вовне, принявши материальное воплощение, это «кристаллизованное» воображение, сделавшись вещью, начинает реально существовать в мире и воздействовать на другие вещи. Такое воображение становится действительностью.

Примерами такого кристализированного, или воплощенного воображения может служить любое техническое приспособление, машина или орудие и т.д. Они созданы комбинирующим воображением человека, они не соответствуют никакому существующему в природе образцу, но они обнаруживают самую убедительную действенную, практическую связь с действительностью, потому, что, воплотившись, они сделались столь же реальными, как и остальные вещи.

Л.С. Выготский говорит, что игра ребенка «не есть простое воспоминание о пережитом, но творческая переработка пережитых впечатлений, комбинирование их и построение из них новой действительности, отвечающей запросам и влечением самого ребенка».

Можно ли развивать творческие качества детей? Можно, так как обучение и творчество, считают ученые (Т.С. Комарова, Д.В. Менджерицкая, Н.М. Сокольникова, Е.А. Флерина и др.). Творческое обучение – таков путь развития детского творчества, указывает Е.А. Флерина, то есть творчество должно пронизывать весь процесс обучения. Ученые считают, что для развития детского творчества важно создавать необходимые условия; предоставлять место для творческих игр детей; создавать обстановку ненасытия, свободы; активизировать, стимулировать детскую фантазию; осуществлять грамотное педагогическое руководство.

Страницы: 1 2 3 4 5

Смотрите также:

Педагогическое содействие в выборе учащимися форм продолжения образования как педагогическое понятие
Перед выпускником основной ступени общеобразовательного учреждения встаёт необходимость совершения ответственного выбора профилирующего направления собственной деятельности. Важность подготовки к этому ответственному выбору в предстоящих условиях – более вариативного и дифференцированного обучения ...

Учитель новой формации: кто он, преподаватель школы будущего
Тему учителей новой формации я взяла не случайно, так как это в наше время очень обсуждаемая тема. Говоря о специалистах новой формации, можно сказать, что педагог должен всегда стремится к новому, изучать новые технологии и, конечно же, не отставать от развития современной техники. Во все времена, ...

Основные задачи образовательных учреждений по организации профильной подготовки
Комплекс задач образовательных учреждений по организации профильной подготовки формируется на основе новых требований, которые перед системой образования и обучения ставит современное общество. В теории и практике профильного обучения на сегодняшний день еще нет единых подходов. Вместе с тем крепне ...

Приёмы и методы запоминания

Приёмы и методы запоминания

На протяжении всей человеческой истории люди пытались придумать способы, с помощью которых они могли бы по возможности прочно усвоить какие-либо знания. С древнейших времён тема и техника запоминания занимала пытливые умы, рассматривалась и систематизировалась великими людьми прошлого.

Категории

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.newlypedagog.ru