Социально-педагогические основы организации школьных каникул

Педагогика » Социально-педагогические основы организации школьных каникул

Страница 2

- " .самый разнообразный состав детей есть самый жизненный";

- " .семейный характер жизни детей, при постоянном надзоре допускается большая непринужденность и свобода";

- " .от педагогов колонии требуется теплое отношение к делу, терпение, способность привязать к себе детей";

- " .важно создать в колонии атмосферу тепла и добра";

- " .жизнь в колонии строится на полном самообслуживании";

- " .для того чтобы сделать детей активными участниками создания порядка жизни в колонии, чтобы отношение к этой жизни стало более сознательным, а отчасти и для развития чувства ответственности за свои поступки — устраивались общие собрания".

С.Т.Шацкий и А.У.Зеленко в созданной ими колонии, в книгах и статьях подведут итог многолетним поискам своих коллег — опыт "бодрой жизни". Результат пребывания детей в колонии, с их точки зрения, — не просто "хорошие привычки", но "проявление творческой силы", а самовоспитание — это организация детской ЖИЗНИ. И сегодня, когда мы озадачиваемся открытием школьного лагеря, возникает первый вопрос: к чему мы готовимся? К организации детской жизни. Простой ответ, но, давая его, мы должны обратиться и к философии, и к психологии, и к управлению.

Жизнь, по К.Ясперсу, — "это встреча с миром, который мы называем реальностью, это борьба и воздействие на окружающее, творческая деятельность; это столкновения с миром, адаптация к миру, процесс обучения и приумножения знания о мире". В жизни, согласно Э.Фромму, должны быть: забота (если ее нет, развивается нарциссизм), активное творческое созидание (в противном случае — деструктивность), ощущение себя хозяином своей жизни (иначе — потеря идентичности).

При работе с детьми важно учитывать особенности возраста и создавать жизненные условия, которые определят "развитие деятельности ребенка, как внешней, так и внутренней". С.Т.Шацкий, говоря о природных свойствах детей, свел то, что выработалось истинной педагогикой, к следующим пяти положениям.

У детей сильно развит инстинкт общительности, они легко знакомятся друг с другом — игры, рассказы, неугомонная болтовня служат признаком этого инстинкта.

Дети — настойчивые исследователи по природе, отсюда их легко возбуждаемое любопытство, бесчисленное количество вопросов, стремление все трогать, ощупать, пробовать.

Дети — любят созидать, устраивать что-то из ничего, дополняя недостающее воображением.

Детям необходимо проявлять себя, говорить о себе, о своих впечатлениях. Отсюда постоянное выдвигание своего Я и огромное развитие фантазии и воображения — это инстинкт детского творчества.

Громадную роль в формировании детского характера играет инстинкт подражательности .

Казалось бы, каникулярный период жизни дает детям возможность проявить самостоятельность, для которой не так много места в регламентированном пространстве учебного времени: молено самим выбирать дело, преодолевать возникающие трудности, находить новых друзей, обсуждать с ними интересные и важные темы. На деле же каникулы часто оборачиваются сменой одного норматива (постоянного, школьного) другим (временным, "лагерным"). Вместо расписания уроков — план-сетка в лагере. Вместо школьного устава — кодекс какого-нибудь "города счастливых жителей", придуманного воспитателями.

Понятно, что проблема задания ценностей всегда стоит перед педагогическим коллективом. Сами дети в своих стремлениях могут не подняться выше "дурачества", под которым подразумевал "ряд несвязных временных проявлений избытка энергии, зависящей от каприза, случая".

Однако нормы и ценности можно вырабатывать совместно со школьниками. Вот описание С.Т.Шацким общих собраний в колонии: тачала на них обсуждались вполне попятные детям хозяйственные дела, распределение дежурств, и постепенно, кроме этих, стали подниматься вопросы о взаимоотношениях, поведении кого-либо из колонистов, стали высказываться и мысли относительно улучшения жизни колонии.

Вариантами вовлечения детей в обсуждение своей жизни богата и педагогика более позднего периода (см., например, работы У.Глассера, И.П.Иванова, М.И.Рожкова). Однако большинство организаторов каникул предпочитают игровые форматы смены, где уже заложены нормы жизни, правила распорядка, тематические дни, виды деятельности. Рецензируя в течение нескольких последних лет присланные на конкурс программы детского отдыха в Свердловской области, мы практически не видим других, не игровых вариантов лагерной смены: "Путешествие по морям", "Полеты к звездам", "Погружение в разные эпохи" . Расписаны до мелочей роли, маршруты — это просто кладезь педагогического творчества. А к чему здесь могут приложить свое творчество те, для кого эти проекты предназначены? Детям остается только принять (или терпеть) условия игры. Если бы им предлагались настоящие ролевые игры с саморазвивающимся сюжетом, тогда можно было бы одобрить такой педагогический подход. Но игровой формат — это не игра в настоящем смысле слова. Это — игровое оформление, внутри которого обычные кружки, соревнования, обеды и прогулки.

Страницы: 1 2 3 4

Смотрите также:

Социальный заказ как цель функционирования образовательной системы
Образовательная система, будучи неотъемлемой частью общества, выполняет его социальный заказ. Социальный заказ можно определить как формирование личности, готовой к жизни в современном обществе, к участию в общественном производстве с его современным уровнем. Конкретизировать этот заказ применитель ...

Методика формирования представлений о форме предметов у дошкольников
Для реализации программных задач в качестве дидактического материала для детей 3-4 лет группе используются модели простейших плоских геометрических фигур (круг, квадрат) разного цвета и размера. Еще до проведения систематических занятий педагог организует игры детей со строительным материалом, набо ...

Сущность танцевальной деятельности в педагогическом аспекте
Исследования танца как вида творческой деятельности человека проведены нами с помощью метода системной классификации категорий и понятий, разработанного Е.Д. Гражданниковым. Этот метод позволил научно обосновать теоретическую модель танца с определением структуры танца и выделением следующих поняти ...

Приёмы и методы запоминания

Приёмы и методы запоминания

На протяжении всей человеческой истории люди пытались придумать способы, с помощью которых они могли бы по возможности прочно усвоить какие-либо знания. С древнейших времён тема и техника запоминания занимала пытливые умы, рассматривалась и систематизировалась великими людьми прошлого.

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.newlypedagog.ru