- " .самый разнообразный состав детей есть самый жизненный";
- " .семейный характер жизни детей, при постоянном надзоре допускается большая непринужденность и свобода";
- " .от педагогов колонии требуется теплое отношение к делу, терпение, способность привязать к себе детей";
- " .важно создать в колонии атмосферу тепла и добра";
- " .жизнь в колонии строится на полном самообслуживании";
- " .для того чтобы сделать детей активными участниками создания порядка жизни в колонии, чтобы отношение к этой жизни стало более сознательным, а отчасти и для развития чувства ответственности за свои поступки — устраивались общие собрания".
С.Т.Шацкий и А.У.Зеленко в созданной ими колонии, в книгах и статьях подведут итог многолетним поискам своих коллег — опыт "бодрой жизни". Результат пребывания детей в колонии, с их точки зрения, — не просто "хорошие привычки", но "проявление творческой силы", а самовоспитание — это организация детской ЖИЗНИ. И сегодня, когда мы озадачиваемся открытием школьного лагеря, возникает первый вопрос: к чему мы готовимся? К организации детской жизни. Простой ответ, но, давая его, мы должны обратиться и к философии, и к психологии, и к управлению.
Жизнь, по К.Ясперсу, — "это встреча с миром, который мы называем реальностью, это борьба и воздействие на окружающее, творческая деятельность; это столкновения с миром, адаптация к миру, процесс обучения и приумножения знания о мире". В жизни, согласно Э.Фромму, должны быть: забота (если ее нет, развивается нарциссизм), активное творческое созидание (в противном случае — деструктивность), ощущение себя хозяином своей жизни (иначе — потеря идентичности).
При работе с детьми важно учитывать особенности возраста и создавать жизненные условия, которые определят "развитие деятельности ребенка, как внешней, так и внутренней". С.Т.Шацкий, говоря о природных свойствах детей, свел то, что выработалось истинной педагогикой, к следующим пяти положениям.
У детей сильно развит инстинкт общительности, они легко знакомятся друг с другом — игры, рассказы, неугомонная болтовня служат признаком этого инстинкта.
Дети — настойчивые исследователи по природе, отсюда их легко возбуждаемое любопытство, бесчисленное количество вопросов, стремление все трогать, ощупать, пробовать.
Дети — любят созидать, устраивать что-то из ничего, дополняя недостающее воображением.
Детям необходимо проявлять себя, говорить о себе, о своих впечатлениях. Отсюда постоянное выдвигание своего Я и огромное развитие фантазии и воображения — это инстинкт детского творчества.
Громадную роль в формировании детского характера играет инстинкт подражательности .
Казалось бы, каникулярный период жизни дает детям возможность проявить самостоятельность, для которой не так много места в регламентированном пространстве учебного времени: молено самим выбирать дело, преодолевать возникающие трудности, находить новых друзей, обсуждать с ними интересные и важные темы. На деле же каникулы часто оборачиваются сменой одного норматива (постоянного, школьного) другим (временным, "лагерным"). Вместо расписания уроков — план-сетка в лагере. Вместо школьного устава — кодекс какого-нибудь "города счастливых жителей", придуманного воспитателями.
Понятно, что проблема задания ценностей всегда стоит перед педагогическим коллективом. Сами дети в своих стремлениях могут не подняться выше "дурачества", под которым подразумевал "ряд несвязных временных проявлений избытка энергии, зависящей от каприза, случая".
Однако нормы и ценности можно вырабатывать совместно со школьниками. Вот описание С.Т.Шацким общих собраний в колонии: тачала на них обсуждались вполне попятные детям хозяйственные дела, распределение дежурств, и постепенно, кроме этих, стали подниматься вопросы о взаимоотношениях, поведении кого-либо из колонистов, стали высказываться и мысли относительно улучшения жизни колонии.
Вариантами вовлечения детей в обсуждение своей жизни богата и педагогика более позднего периода (см., например, работы У.Глассера, И.П.Иванова, М.И.Рожкова). Однако большинство организаторов каникул предпочитают игровые форматы смены, где уже заложены нормы жизни, правила распорядка, тематические дни, виды деятельности. Рецензируя в течение нескольких последних лет присланные на конкурс программы детского отдыха в Свердловской области, мы практически не видим других, не игровых вариантов лагерной смены: "Путешествие по морям", "Полеты к звездам", "Погружение в разные эпохи" . Расписаны до мелочей роли, маршруты — это просто кладезь педагогического творчества. А к чему здесь могут приложить свое творчество те, для кого эти проекты предназначены? Детям остается только принять (или терпеть) условия игры. Если бы им предлагались настоящие ролевые игры с саморазвивающимся сюжетом, тогда можно было бы одобрить такой педагогический подход. Но игровой формат — это не игра в настоящем смысле слова. Это — игровое оформление, внутри которого обычные кружки, соревнования, обеды и прогулки.
Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном
действии
На данном этапе организуется подготовка и мотивация учащихся к надлежащему самостоятельному выполнению пробного учебного действия, его осуществление и фиксация индивидуального затруднения. Соответственно, данный этап предполагает: 1) актуализацию изученных способов действий, достаточных для построе ...
Профильное обучение в рамках удовлетворения современного социального заказа
общества на профессии
Начало XXI характеризуют динамичные преобразования в теории и практике отечественного образования, явившиеся продолжением не менее динамичных преобразований в экономическом, социальном и культурном развитии общества. Увеличение и интеллектуализация направлений профессиональной деятельности, формиро ...
Учебно-методическая работа
Поурочно-тематические планы по специальным общетехническим дисциплинам утверждаются на заседании методической комиссии. При их утверждении составляется протокол, который подписывается председателем методической комиссии. Данные планы представляют собой наименование тем, которые необходимо изучить, ...
На протяжении всей человеческой истории люди пытались придумать способы, с помощью которых они могли бы по возможности прочно усвоить какие-либо знания. С древнейших времён тема и техника запоминания занимала пытливые умы, рассматривалась и систематизировалась великими людьми прошлого.