Отходы и выбросы стекольного производства

Страница 2

Согласно регламентации предельно допустимые выбросы вредных веществ (ПДВ) устанавливаются для каждого источника с учетом суммирования выбросов из других источников, находящихся в зоне отрицательного воздействия промышленного предприятия на окружающее пространство.

Надо иметь в виду, что возможная величина ПДВ является максимально предельной, однако в ряде случаев она может быть превышена в результате несоблюдения технологического регламента, отдельных залповых выбросов, поэтому принимают контрольные уровни (нормы) выбросов, общая масса которых должна быть меньше предельно допустимых. Эта разница для высокотоксичных выбросов в ряде случаев может быть уменьшена в десятки раз.

В стекольном производстве пылевые частицы размером до 50 мкм удерживаются в воздухе длительное время. Пыль обладает фиброгенным действием (Si02) и общетоксичным (В203, As203 и др.).

Диоксид кремния — основа кварцевого песка (99—99,5%) — имеет средний размер кристаллических частиц 0,1—1 мм. На организм человека наибольшее влияние оказывают частицы размером 1—2 мкм. Длительное воздействие этих частиц на легкие приводит к фиброзу — разрастанию в легких соединительных тканей, ведущего к силикозу — заболеванию всего организма.

Пыль доломита [(СаМg(С03)г] составляет 50% от всей пыли, образующейся при приготовлении шихты. Она обладает фиброгенным действием.

Пыль известняка СаС03 (мела) также фиброгенна. Карбонат натрия (Na2C03) обладает большой летучестью, вызывает изъязвление слизистой оболочки носа, раздражает дыхательные пути и приводит к конъюнктивиту.

Оксид бора В203 является составляющим элементом ряда оптических стекол и стекловолокна. В шихту вводят борную кислоту Н3В03, пыль которой может быть причиной повреждения кожи.

В производстве хрусталя, оптических стекол, эмалей используют материалы, содержащие оксиды свинца (РЬО, РЬ304), пыль которых высокотоксична и обладает кумулятивным действием — может накапливаться (аккумулироваться) в организме. Свинец поражает сердечно-сосудистую и нервную системы, кроветворные органы и желудочно-кишечный тракт.

В качестве осветлителя в производстве стекла используют оксид мышьяка (III) As203, являющийся сильным ядом. На организм человека он оказывает пагубное влияние, разрушая вегетативную нервную систему, приводит к параличу кровеносной системы, действует на обмен веществ. Нарушение питания тканей может привести к злокачественным образованиям. Так же как и свинец, он может накапливаться в организме. Доза, приводящая к серьезному отравлению человека, составляет 0,01-0,052 г.

Из числа вредных веществ, входящих в состав шихты, выделяют оксид хрома Сг203 и дихромат калия К2Сг207, используемые как красители. Эти вещества также крайне токсичны. Они раздражают и изъязвляют слизистые оболочки и кожу, при их взаимодействии наблюдается прободение хрящевой перегородки, носоглотки и поражение желудочно-кишечного тракта.

Отрицательное влияние пылевых выбросов на организм человека требует таких технических решений, которые обеспечивали бы содержание вредных выбросов в атмосфере не выше ПДК.

В окружающей отделение атмосфере на уровне приземного слоя, концентрация вредных веществ не должна превышать 30% от ПДК в рабочей зоне помещения. ПДК веществ, используемых при приготовлении шихты, приведены в табл. 1.

Таблица 1

Компонент шихты

ПДК, мг/м3

Состояние вещества

Класс опасности

в воздухе рабочей зоны

в воздухе, окружающем отделение

разовая

средне-суточная

Диоксид кремния (кристаллическая форма): кварц, кристобалит, тридимит при содержании этих веществ в пыли свыше 70% (кварцит, динас и др.)

1

0,5

0,15

Аэрозоль

3

То же, при содержании в пыли этих веществ 10-70% (стадия обработки песка – сушка, отмывка, разделение на фракции)

2

0,5

0,15

-

4

То же, при содержании в пыли этих веществ 2-10% (стадия дозировки, смешения)

4

0,5

0,15

-

4

Оксиды железа с примесью оксидов марганца до 3%

6

0,5

0,15

-

4

Оксиды железа с примесью фтористых или марганцевых соединений

4

0,5

0,15

-

4

Борная кислота

10

нет данных

нет данных

пары и аэрозоль

3

Ванадий и его соединенияпентаоксид ванадияпента- и тетраоксид ванадия

0,10,5

--

0,0020,008

аэрозоль-

12

Германий, оксид германия

2

нет данных

нет данных

-

3

Кобальт металлический, оксид кобальта

0,5

-

-

-

2

Марганец и его соединения в пересчете на MnO2

0,3

-

0,01

-

2

Медь

1

нет данных

нет данных

-

2

Оксид мышьяка (III) и оксид мышьяка (V)

0,3

-

0,003

аэрозоль

2

Свинец, его оксиды и другие соединения

0,01

-

0,0003

-

1

Сурьма металлическая

2

-

-

-

3

Таллий, иодид, бромид

0,01

-

-

-

1

Оксид хрома (VI), хроматы, гидрохроматы (в пересчете на Cr2O3)

0,01

0,0015

0,0015

-

1

Страницы: 1 2 3 4 5

Смотрите также:

Диагностика сформированности знаний у младших школьников о ЗОЖ
Основными критериями сформированности знаний у младших школьников о ЗОЖ выступили: Знания детей о строении тела человека, о здоровье и здоровом образе жизни, осознанность этих знаний. Активное отношение детей к своему здоровью, здоровому образу жизни, желание помогать себе и другим людям в его собл ...

Обучение учащихся решению текстовых задач методом составления уравнений
Пропедевтика обучения решению текстовых задач алгебраическим методом. Решение текстовых задач способствует развитию мышления учащихся, более глубокому усвоению идеи функциональной зависимости, повышает вычислительную культуру. В процессе решения текстовых задач у учащихся формируются умения и навык ...

Взаимодействие ДОУ и семьи как условие полноценной социализации ребенка дошкольного возраста
По мнению современных ученых, социализация признается как процесс и результат включения индивида в социальные отношения. Социализация осуществляется путем усвоения индивидом социального опыта и воспроизведения его в своей деятельности. В процессе социализации индивид становится личностью и приобрет ...

Приёмы и методы запоминания

Приёмы и методы запоминания

На протяжении всей человеческой истории люди пытались придумать способы, с помощью которых они могли бы по возможности прочно усвоить какие-либо знания. С древнейших времён тема и техника запоминания занимала пытливые умы, рассматривалась и систематизировалась великими людьми прошлого.

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.newlypedagog.ru