Традиционные виды работы с неблагополучными семьями

Страница 2

Предметом исследования явилась социальная ситуация в семье, наличие в ней фактов какого-либо неблагополучия. Была использована проективная рисуночная методика, интерпретация которой позволяет увидеть достаточно чёткую картину отношений к ребёнку в семье. Другие методы сбора информации малоэффективны и недостоверны. Так, например, анкетный опрос неосуществим по причине того, что дошкольники не умеют читать, следовательно не могут прочитать и заполнить анкету. Во время интервьюирования ребёнок "закрывается", даёт односложные ответы, а нередко и совсем отказывается отвечать. Через рисунок ребёнок самовыражается быстрее, так как он не знает назначения этого задания, не догадывается о его информативности, а для исследователя это возможность увидеть достоверную картину взаимоотношений ребёнка и родителей.

Цель исследования: проанализировать состояние семьи ребёнка как системы социального развития.

В ходе исследования решались следующие информационно-исследовательские задачи:

· выяснялось эмоциональное состояние ребёнка, его отношение к семье;

· рассматривались отношения членов семьи между собой, их отношения к ребёнку.

Эмоциональное отношение к семье выяснялось на ряде тестов, такие как автопортрет, дом-дерево-человек, несуществующее животное, моя семья. Приведем данные этих тестов.

Автопортрет. 33% детей нарисовали себя с большими глазами, которые на рисунке обычно обозначают подозрительность, озабоченность и гиперчувствительность к общественному мнению. Рот как у клоуна, изображенный на рисунках 15% воспитанников,- вынужденная приветливость. Кроме того, у 21% рот "украшен" зубами, что говорит о неприкрытой агрессии. Руки символизируют контакт личности с миром. Соединенные руки означают скованность, замкнутость. Рука как боксёрская перчатка,- у 27% говорит о вытесненной агрессии. Пальцев на руке больше пяти – могут указывать на агрессию и амбициозность.

Дом – дерево – человек. Дерево символизирует жизненную энергию, стремление к жизни определяется толщиной ствола и веток. Если дерево занимает на рисунке значительное место, это говорит об огромной энергии и позитивном подходе к жизни – 37% рисунков детей в группе испытуемых. Ветки направлены вниз: 11% рисунков, что считается показателем депрессии и замкнутости, нерешенных проблем. Дом, в котором есть дверь (68%), говорит об откровенности, общительности ребёнка, зависимости его от других. Маленькие двери – не желание впускать в свое "я" - 12% рисунков детей. Отсутствие двери – психологическая недоступность, замкнутость – 20%. Дом нарисован вдали – отверженности – 14%. Тонкая струйка дыма из трубы может быть признаком недостатка эмоциональной теплоты в доме – 23%. Наличие окон – 53%, что означает стремление к хорошим контактам с людьми, у 10% рисунков детей окна очень большие, что может являться признаком развязности.

Несуществующее животное. Если рисунок расположен в нижней части листа, значит, ребёнок не уверен в себе, у него заниженная самооценка, подавленность, он нерешителен – 14%. Наличие таких дополнительных деталей на голове, как рога, перья, а также когти на лапах, щетина, иглы, - говорят об агрессивности (спонтанной или защитной) – 56%. Хвосты, направленные вверх – 27%, - ребёнок положительно оценивает свои действия. Панцирь, щит – линия защиты – 9%. Сильный нажим линий – 13% - тревога.

Моя семья. Доминирующий (по высоте расположения на листе) отец – 34%, мать – 29%, равное расположение – 23%, доминирует ребёнок – 14%. На 57% рисунков детей просматриваются четкие гендерные тенденции (мать выполняет работу по дому, отец на работе, с машиной, с газетой). В зависимости от выбора цвета (яркости, насыщенности) можно судить об отношениях родителей с ребёнком. Мать изображена в более светлых, ярких тонах – 32%, лучше строятся отношения с отцом – 51%, гармоничные отношения – 17%.

Страницы: 1 2 

Смотрите также:

Производство силикатов. Керамическое производство
Сырьём для керамического производства служат различного рода глины. Глина - тонкодисперсная горная порода, состоящая в основном из глинистых минералов. Обычно в глинах содержится примесь кластического аллотигенного материала зерен кварца, полевых шпатов и других материалов, и аутигенного материала ...

Организация работы по воспитанию культуры общения у детей старшего дошкольного возраста
Формирующий этап эксперимента - комплекс занятий в игровой форме по воспитанию культуры общения у детей старшего дошкольного возраста был осуществлен в экспериментальной группе. Целью данного этапа мы определили организацию работы по воспитанию культуры общения дошкольников. Так как, играя, ребенок ...

Стекольное производство
Сырьем в стекольном производстве служат кремнезем SiO2 и силикаты щелочных и щелочноземельных металлов. Состав стекла в общем виде может быть представлен формулой: xЭ2О ∙уЭО ∙z SiO2, где Э2О - окисел щелочного металла (Na2O, K2O, Li2O и др.); ЭО - окисел щелочноземельного металла (СаО, ...

Приёмы и методы запоминания

Приёмы и методы запоминания

На протяжении всей человеческой истории люди пытались придумать способы, с помощью которых они могли бы по возможности прочно усвоить какие-либо знания. С древнейших времён тема и техника запоминания занимала пытливые умы, рассматривалась и систематизировалась великими людьми прошлого.

Категории

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.newlypedagog.ru