Источники уменьшения недостоверности результатов при производстве корреляционных исследований

Педагогика » Основы социально-педагогической диагностики » Источники уменьшения недостоверности результатов при производстве корреляционных исследований

Страница 2

Ошибки наблюдателя

Особенности наблюдателя, которые становятся источником снижения достоверности результата, очень часто встречаются на практике. Так ошибка наблюдателя возникает, если при одном и том же эксперименте при получении результатов с одной и той же группой работали разные наблюдатели, (здесь наблюдатель – вообще сборщик информации). Ошибка возникает также и при работе с одной и той же группой людей, у которых разный пол, возраст, расовая принадлежность. Избежать появления таких ошибок довольно просто.

Субъективность восприятия наблюдателя – этот источник ошибки возникает при работе с одной и той же группой одного наблюдателя длительное время. В этом случая возможно субъективное восприятие последним кого-то из членов группы и перенос результатов одного исследования в другое. Так, например, если некто показал высокие результаты в каком-то тесте, то при следующей встрече с этой группой наблюдатель будет вновь ожидать от него высоких результатов, что и есть субъективное восприятие. Исключение этой ошибки производится сменой наблюдателей после каждого законченного исследования.

Ошибки тестов – если тест, на базе которого проводится исследование, неграмотно построен по форме или по содержанию то такой тест будет вносить ошибку в получаемый результат. Если непосредственно после просьбы о ранжировании по популярности учителей попросить проранжировать предметы, то в результаты теста войдет ошибка, возникшая из рассуждения, что любить можно только тот предмет, учитель по которому тебе симпатичен. Вероятность же того, что подобное рассуждение будет иметь место весьма велика.

Непостоянство участников. Непостоянство участников зачастую приводит к появлению ошибок. Но это так называемая “внешняя ошибка”, так как причина её возникновения не связана ни коим образом с методикой проведения эксперимента и не зависит от исследователя. Если в процессе работы кто-то из участников выбыл, необходимо исключить его результаты из всех предыдущих этапов исследования. Опасность же непостоянства участников состоит в том , что из группы могут уйти люди, которые являются “носителями” определенных качеств, то есть те, у кого те или иные качества проявлены в наиболее сильной (или слабой) степени. Их уход исказит общие показатели группы и приведет к заметному понижению достоверности результата. Чтобы избежать возникновения ошибки, связанной с этим явлением, надлежит тщательно подбирать группу участников, чтобы обеспечить себе надлежащую степень постоянства состава участников.

Оценка значимости источника ошибки в корреляционном исследовании

Оценка степени влияния того или иного источника ошибки на конкретный результат в корреляционных исследованиях делается по той же схеме, что и для экспериментальных исследований.

Шаг 1: Определить, какие специфические факторы влияют на ту или иную переменную, значение которой интересует исследователя.

Шаг 2: Определить, какие факторы влияют более, чем на одну переменную (для того, чтобы вносить ошибку в результаты, тот или иной фактор должен влиять более, чем на одну переменную)

Шаг 3: Подумать о путях устранения нежелательных влияний. Чтобы показать, как эти шаги реализуются на практике, рассмотрим пример, в котором будем последовательно анализировать каждый из рассмотренных выше источников ошибки.

Рассматривать будем исследование о наличии связей между уровнем социальной адаптации и степенью успешности в достижениях на работе.

Субъективные характеристики. Рассмотрим четыре наиболее значимых.

Отставание в развитии.

Влияет как на социальную адаптацию, так и на рабочие достижения. Степень вероятности того что фактор снизит достоверность результата – высокая.

Экономическое положение родителей.

Вероятно, связана с социальной адаптацией. Исследования показали, что для данной группы положение родителей практически не влияет на рабочие достижения. Так как использовались социометрические методы исследования, то этот результат можно обобщить на весь социум в целом. Итог: так как фактор влияет только на одну переменную, то не является источником ошибки.

3) Физические данные.

По-видимому связаны с рабочими достижениями и не влияют на социальную адаптацию. Не является источником ошибки.

4) Внешние данные.

Имея привлекательную внешность, легче добиваться успеха на работе и это также влияет на скорость социальной адаптации и развития. Так как фактор влияет на обе переменные, то он является источником ошибки результата.

Влияние внешних условий

Так как условия работы определяют зачастую степень удовлетворения от неё, то и успехи на работе связаны с внешними условиями. В условиях данного эксперимента уровень социализации проверялся наблюдателями на рабочем месте, то есть внешние условия влияли и на эту переменную. Итог – внешние условия (в месте проведения исследований) могут вносить ошибку в окончательный результат.

Страницы: 1 2 

Смотрите также:

Вклад отечественных педагогов в разработку проблем трудового воспитания дошкольников
Целью дошкольного воспитания является всестороннее физическое, умственное, нравственное, трудовое и эстетическое развитие детей и подготовка их к школе. Она должна быть связана с жизнью и современностью и строиться в соответствии с возрастными психофизиологическими особенностями детей. Следует начи ...

Организация эксперимента по проверке эффективности коррекции неуспеваемости учащихся
Описание методик, диагностика. Диагностика памяти Методика 1. Ведущий тип памяти. Цель: оценка уровня развития слуховой, зрительной, моторно-слуховой, зрительно-слухо-моторной памяти. Для проверки ведущего типа памяти предлагаются следующие четыре набора слов: I II III IV Дерево Самолет Пароход Вол ...

Цели, задачи, предмет, объект социально-педагогической деятельности
Цель социально-педагогической деятельности по мнению И.А.Липского следует считать продуктивное содействие человеку в его адекватной социализации, активизирующей его активное участие в преобразовании социума. Такое рассмотрение цели социально-педагогической деятельности базируется на субъектно-объек ...

Приёмы и методы запоминания

Приёмы и методы запоминания

На протяжении всей человеческой истории люди пытались придумать способы, с помощью которых они могли бы по возможности прочно усвоить какие-либо знания. С древнейших времён тема и техника запоминания занимала пытливые умы, рассматривалась и систематизировалась великими людьми прошлого.

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.newlypedagog.ru