Общий способ построения диаграмм Хассе и абстрактная характеризация упорядоченных множеств, для которых существует диаграмма Хассе, приведены в.
Построим диаграммы Хассе упорядоченных множеств, имеющих п < 4 элементов (см. рис. 1).
Длиной конечной цепи X назовем число |X| ее элементов. Длиной I(X) конечного упорядоченного множества X называется наибольшая из длин его цепей. Наибольшее число элементов антицепей конечного упорядоченного множества X называется его шириной w(X).
Теорема 1. Для любого конечного упорядоченного множества X справедливо неравенство |X| < /(X) • w(X).
Доказательство. Рассмотрим диаграмму Хассе конечного упорядоченного множества X. Ясно, что число уровней диаграммы равно /(X). Каждый уровень является антицепью в X, поэтому число его элементов не превосходит ширины w(X).
Поскольку различные (попарно не пересекающиеся) уровни в объединении дают все множество X, то получаем искомое неравенство.
Применим эту теорему к решению одной задачи XIII Московской математической олимпиады.
Задача. Пусть числа 1, 2, 3, ., 101 выписаны в ряд в произвольном порядке. Докажите, что в данной последовательности можно вычеркнуть 90 чисел так, чтобы оставшиеся 11 чисел были расположены в порядке возрастания либо в порядке убывания.
Решение. На множестве X = {1, 2, 3, ., 101} введем новый порядок, соответствующий данному расположению чисел. Положим mрn в том и только том случае, когда m = n или m < n и m расположено раньше n. В результате получим упорядоченное множество (X, р>. В нем возрастающие подпоследовательности служат цепями, а убывающие подпоследовательности - антицепями. По теореме 1 /(X) • w(X) > |X| = 101, откуда /(X) > 11 или w(X) > 11. Что и требовалось доказать.
Имеет место принцип двойственности для упорядоченных множеств: если некоторое предложение об упорядоченных множествах верно для всех упорядоченных множеств, то верно и двойственное предложение, получающееся из данного заменой отношения # на отношение > и обратно.
Упражнение 1. Найдите минимальные и максимальные элементы следующих упорядоченных множеств:
а) (B(M)\{i, M}, с> при |M| > 2; б) (N\{1}, | >;
в) ((0, 1], #>.
Упражнение 2. Постройте диаграмму Хассе упорядоченного множества всех натуральных делителей числа 36 по отношению делимости.
Упражнение 3. Сколько различных отношений порядка можно задать на n-элементном множестве при n # 4?
Упражнение 4. Приведите примеры двойственных понятий и двойственных теорем.
Упражнение 5. Что такое строгий порядок < на множестве X? Дайте его абстрактную характеризацию.
Упражнение 6. Пусть р - отношение квазипорядка на множестве X. Для произвольных элементов а, Ъ є X положим а~Ъ, если арЪ и Ъра. Покажите, что отношение ~ является эквивалентностью на X. На фактор-множестве X/~ задается отношение порядка # по формуле: a <t>] арЪ для любых а, Ъ є X. Проверьте корректность этого утверждения.
Упражнение 7. Докажите, что любое изотон- ное взаимно однозначное отображение
а) конечного упорядоченного множества, б) цепи на себя будет порядковым изоморфизмом.Замечание.
С точностью до порядкового изоморфизма существуют 63 пятиэлементных упорядоченных множества (нарисуйте их диаграммы Хассе), 318 - шестиэлементных, 2045 - семиэлементных.
Число упорядочений п-элемент- ного множества равно: 3 при п = 2; 19 при п = 3; 219 при п = 4; 4321 при п = 5, 130023 при п = 6; 6129859 при п = 7.
4. Решетки
Среди упорядоченных множеств выделяются решетки.
Определение 4. Упорядоченное множество, в котором любые два элемента имеют точные нижнюю и верхнюю грани, называется решеткой.
Если из m-элементной решетки (т > 3) выбросить наименьший и наибольший элементы, то получим (т-2)-элементное упорядоченное множество. Таким образом можно построить все конечные решетки.
Приведем диаграммы Хассе всех решеток мощности т = 4 и 5. (При т < 3 получаем одно-, двух- и трехэлементные цепи.) (Рис. 2.)
Шестиэлементные решетки получаются из четырехэлементных упорядоченных множеств добавлением «новых» наименьшего и наибольшего элементов. При этом мы имеем 15 решеток из 16 «возможных». Дело в том, что выделенное выше четырехэлементное упорядоченное множество дает изображенное справа упорядоченное множество X, не являющееся решеткой. Его элементы a, b не обладают точной верхней гранью в X, так как множество их верхних граней {c, d, 1} не имеет наименьшего элемента (рис. 3).
Проявление мышления в дошкольном возрасте. Изменения мышления в дошкольном
возрасте
В раннем детстве закладываются основы развития мышления ребенка. На основе наглядно-действенной формы мышления начинает складываться наглядно-образная форма мышления. Дети становятся способными к первым обобщениям, основанным на опыте их практической предметной деятельности и закрепляющимся в сло ...
Задачи и принципы патриотического воспитания
Исторический опыт становления и развития нашего Отечества указывает на то, что важнейшим средством формирования гражданского общества, укрепления единства и целостности многонациональной Российской Федерации является патриотическое воспитание граждан. Однако распад Советского Союза, происшедшие ...
Дидактическая игра как метод словарной работы дошкольников
Дидактические игры являются одним из методов активизации словаря детей. Каждая дидактическая игра имеет свое программное содержание, например закрепляет знания о цвете, пространстве, времени, счете и т. д. В связи с этим в программное содержание игры входит и определенная группа слов, которую долже ...
На протяжении всей человеческой истории люди пытались придумать способы, с помощью которых они могли бы по возможности прочно усвоить какие-либо знания. С древнейших времён тема и техника запоминания занимала пытливые умы, рассматривалась и систематизировалась великими людьми прошлого.