Общие положения методики развития речи на уроках русского языка

Педагогика » Обогащение словарного запаса учащихся при подготовке к сочинению в седьмом классе » Общие положения методики развития речи на уроках русского языка

Страница 1

Речь человека – один из важнейших показателей уровня его культуры и общей грамотности. В круг основных задач современной российской школы входит научить учащихся правильному, точному, свободному от излишеств языку. Также школа должна прививать умение мыслить логично и объективно, и основным средством для этого служит изучение языка.

«Речевые навыки школьника – это широкий круг навыков, связанных с пользованием устным и письменным словом, – умение построить односложный и развернутый ответ на вопрос, устно или письменно изложить прочитанное или прослушанное (в краткой форме и подробно), написать сочинение (на литературную и нелитературную тему, так называемое сочинение «на свободную» тему, сочинения-миниатюры и т.п.), вести переписку, составлять планы, конспекты, рефераты».

Под влиянием различных языковых условий речь учащегося развивается, но школа обязана сделать этот процесс целенаправленным, чётким и организованным. Очень важно, чтобы работе по развитию речи уделялось внимание не только на отдельных, специальных занятиях (действующая программа отводит на это не менее 11% учебного времени), но и на занятиях по морфологии, лексике, пунктуации. Содержание, объем и уровень сложности уроков по развитию речи определяются этапом обучения того или иного класса, а также его индивидуальными психолого-педагогическими характеристиками.

Дисциплины, формирующие умение пользоваться содержательной и образной речью, имеют долгую историю. Одной из первых таких дисциплин стала риторика, получившая своё развитие в Древней Греции и Риме, а позднее и в средневековых схоластиках. Способность красиво и четко выражать свою мысль ценилось с древних времён. В период средневековья (в Европе и на Руси) эта способность развивалась прежде всего на основе письменной речи, имевшей приоритетное значение. В конце 19 века учёные, методисты и учителя стали активно выступать в защиту устной речи. В частности, профессор В. И. Чернышев настаивал на выделении отдельного времени на уроках русского языка для выполнения устных заданий. В послереволюционные годы установилось некое равновесие между развитием двух видов речи – устной и письменной. В своих работах методисты признают равенство между этими видами и рекомендовали уделять им одинаковое внимание. В современной методике баланс развития между устной и письменной речью сохраняется, а дискуссии касаются только отдельных способов и средств формирования умений и навыков в этой области.

М.Т. Баранов, характеризуя направления в работе по развитию речи, выделяет три крупных линии: овладение нормами литературного языка, обогащение речи школьников и обучение различным видам речевой деятельности.

Овладение нормами литературного языка. Т.А. Ладыженская пишет о том, что для успешного проведения работы по развитию речи необходимо выполнение определенных условий. Во-первых, это наличие четкой установки учителя на то, что усвоение норм литературного языка не менее важно, чем усвоение норм правописания. Ученик должен понимать важность и значительность таких понятий, как «культура речи» и «культурный человек». Во-вторых, это осмысление учащимися самого понятия нормы: что такое норма, как она функционирует в языке, почему необходимо ею владеть. В-третьих, это учет необходимости многократного повторения правильного варианта как в устном, так и в письменном виде. И, в-четвёртых, это, как результат выполнения предыдущих условий, использование четко сформированной системы упражнений, позволяющей ученикам развивать речевые умения и навыки.

Обогащение речи школьников. Как отмечает большинство методистов, это направление подразделяется на работу со словарным запасом ученика и работу с грамматическим строем. «Учащиеся, создавая текст, оказываются перед необходимостью выбора из своего словарного запаса нужного слова, и чем богаче его словарь, чем он более структурирован по семантическим полям, тем поиск слова оказывается более удачным. Задача преподавателя русского языка заключается в обучении детей правилам отбора слов, которые должны учитывать, во-первых, тему высказывания, во-вторых, ситуацию, адресата и цель высказывания, в-третьих, семантические особенности и сочетательные возможности используемых слов, в-четвертых, форму высказывания. Первое и второе правило связаны в основном с отбором содержания высказывания, третье и четвертое – определяют отбор языковых средств, в том числе лексических». Основу содержания обогащения словарного запаса учащихся должен составлять словарь-минимум. Для русской школы он представляет собою определенную часть словаря родного языка, которая прибавляется к уже имеющемуся у ученика личному словарному запасу.

Что касается обогащения грамматического строя школьника, то здесь мы должны помнить, что обиходная речь ребенка формируется уже к 5 годам. В этом возрасте он почти безошибочно склоняет и спрягает, его устная речь образна и эмоциональна, поэтому учителю необходимо только направлять процесс приобретения новых грамматических навыков в определенное русло. В этих целях Ладыженская настаивает на использовании упражнений с дополнительными речевыми заданиями, в том числе и письменного характера: изложения, сочинения, языковые специализированные игры.

Страницы: 1 2

Смотрите также:

Методика использования мультимедиа технологий на уроке
Методика использования мультимедиа технологий предполагает: совершенствование системы управления обучением на различных этапах урока; усиление мотивации учения; улучшение качества обучения и воспитания, что повысит информационную культуру учащихся; повышение уровня подготовки учащихся в области сов ...

Программные требования к текстовым умениям учащихся 4-го класса
Текстовые умения − умения определять тему текста, его заголовок, основную мысль, ключевые слова, начальное и завершающее предложения, а также умение составлять текст на заданную или свободную тему. Федеральный государственный образовательный стандарт начального образования предъявляет определ ...

Реализация контрольно-диагностической функции
Итак, контрольно-диагностическая функция является неотъемлемой частью управленческой деятельности руководителя дошкольного образовательного учреждения. Руководство методической работой в детском саду осуществляет заместитель заведующей по воспитательно-образовательной работе (старший воспитатель ил ...

Приёмы и методы запоминания

Приёмы и методы запоминания

На протяжении всей человеческой истории люди пытались придумать способы, с помощью которых они могли бы по возможности прочно усвоить какие-либо знания. С древнейших времён тема и техника запоминания занимала пытливые умы, рассматривалась и систематизировалась великими людьми прошлого.

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.newlypedagog.ru