развивающие, связанные с созданием многообразия условий для полноценной интеллектуальной деятельности;
систематизирующие и структурирующие, обеспечивающие научную последовательность и логичность передачи информационного учебного материала;
комплексирующие и координирующие, представляющие взаимосвязь самих форм обучения с целью повышения эффективности образовательного процесса;
стимулирующие, проявляющиеся в учете возрастных особенностей учащихся.
В целом все исследователи признают, что реализация этих функций в единстве различных форм обучения способствует профессиональному совершенствованию учителя и личностному развитию учащихся.
В настоящее время существуют разнообразные формы организации воспитательно-образовательного процесса, классификация которых проводится по различным основаниям. М.И. Махмутов и С.А. Смирнов особо подчеркивают, что в дидактике есть необходимость указать на различия терминов, включающих слово «форма»:
форма обучения (педагогическая технология);
форма учебной деятельности учащегося;
форма организации текущей учебной работы класса, группы.
Ч. Куписевич и И.П. Подласый предлагают классифицировать формы обучения по следующим показателям:
количество учащихся, участвующих в процессе обучения (коллективные, индивидуальные формы);
место организации учебы (школьные и внешкольные);продолжительность учебных занятий (классные и внеклассные мероприятия), классический урок - 45 мин, спаренное занятие - 90 мин, спаренное укороченное занятие - 70 мин, а также уроки «без звонков» произвольной длительности.
По утверждению современных исследователей И.Ф. Исаева, АИ Мищенко В.А. Сластенина, Е.Н. Шиянова, в дидактике признается наличие трех наиболее известных основных систем организационного оформления педагогического процесса, отличающихся одна от другой количественным охватом обучающихся, соотношением коллективных и индивидуальных форм организации деятельности учеников, степенью их самостоятельности и спецификой руководства учебно-воспитательным процессом со стороны педагога. К ним отнесены:
индивидуальное обучение;
классно-урочная система;
лекционно-семинарская система.
Представляют определенный интерес исследования современных дидактов, в частности Т.И. Шамовой, которые утверждают, что организационные формы обучения могут быть объединены следующими общими целями:
Освоение новых знаний. В этом случае целесообразны следующие формы - школьная учебная, проблемная лекция, экскурсия лабораторная работа, учебный трудовой практикум.
Закрепление знаний, формирование навыков и умений - практикум лабораторная работа, семинар, консультация.
Выработка умений целесообразно, самостоятельно применять знания в комплексе новых ситуаций - семинары, диспуты, дискуссии, ролевые и учебно-деловые игры.
4. Обобщение единичных знаний и их систематизация - конференции, уроки-обобщения, семинары.
5 Определение уровня овладения знаниями, умениями и навыками - урок контроля и коррекции знаний, коллоквиум, семинар-зачет, общественный смотр знаний.
Профориентационная работа
Во время педагогической практики учащиеся ПТУ №15 группы 711 первого курса, профессия "Повар, кондитер", были ознакомлены с историей, характеристикой и действием Крымского инженерно-педагогического университета. Так как ознакомление с информацией о КИПУ проводилось в группе "Поваров, ...
Сущность и структура решения текстовых задач
Что значит решить задачу? В предыдущей главе мы познакомились с составными частями задачи, с тем, как следует производить анализ задач. Теперь разберемся с тем, что составляет сущность решения задачи, какова структура процесса решения, в чем особенности отдельных этапов этого процесса. Что значит р ...
Программные требования к текстовым умениям учащихся 4-го класса
Текстовые умения − умения определять тему текста, его заголовок, основную мысль, ключевые слова, начальное и завершающее предложения, а также умение составлять текст на заданную или свободную тему. Федеральный государственный образовательный стандарт начального образования предъявляет определ ...
На протяжении всей человеческой истории люди пытались придумать способы, с помощью которых они могли бы по возможности прочно усвоить какие-либо знания. С древнейших времён тема и техника запоминания занимала пытливые умы, рассматривалась и систематизировалась великими людьми прошлого.