Профильное обучение в рамках удовлетворения современного социального заказа общества на профессии

Педагогика » Профильное обучение учащихся » Профильное обучение в рамках удовлетворения современного социального заказа общества на профессии

Страница 2

Как подчеркнуто в Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года, устаревшее и перегруженное содержание школьного образования не обеспечивает выпускникам общеобразовательной школы фундаментальных знаний, важнейших составляющих стандарта образования наступившего века: математики и информатики (включая умения вести поиск и отбор информации), русского и иностранных языков, базовых социальных и гуманитарных дисциплин (экономики, истории и права). Профессиональное образование, в свою очередь, еще не способно в должной мере решить проблему "кадрового голода", обусловленного новыми требованиями к уровню квалификации работников. В то же время многие выпускники учреждений профессионального образования не могут найти себе работу, определиться в современной экономической жизни. В условиях экономического расслоения общества все эти недостатки системы образования усугубились неравным доступом к качественному образованию в зависимости от доходов семьи.

Предстоит существенная модернизация содержания и структуры профессионального образования в соответствии с требованиями основных отраслей промышленности, сферы услуг, культуры, армии, государственной службы и др. В качестве основного фактора обновления профессионального образования выступают запросы развития экономики и социальной сферы, науки, техники, технологий, федерального и территориальных рынков труда, а также перспективные потребности их развития.

Должна быть создана система постоянного мониторинга текущих и перспективных потребностей рынка труда в кадрах различной квалификации, в том числе с учетом международных тенденций. В соответствии с этими потребностями предстоит выстроить оптимальную систему профессионального образования, в частности, реальную многоуровневую структуру высшего образования. Результаты прогнозирования потребностей рынка труда, а также рейтинги учреждений профессионального образования должны доводиться до населения через средства массовой информации.

Система образования должна быть ориентирована не только на задания со стороны государства, но и на постоянно возрастающий общественный образовательный спрос, на конкретные интересы семей, местных сообществ, предприятий. Ориентация на реальные потребности конкретных потребителей образовательных услуг должна создать основу для привлечения дополнительных финансовых и материально-технических ресурсов.

Основное отличие профильного обучения от профориентации состоит в том, что в рамках этой формы обучения происходит не только удовлетворение современного заказа общества на профессии, но и удовлетворение индивидуальной потребности личности в самореализации. Таким образом, профильное обучение обеспечивает взаимовыгодное и взаимозаинтересованное движение обоих участников процесса – как самих школьников, так и экономических институтов и производственных структур общества.

В соответствии с одобренной Министерством образования России «Концепцией профильного обучения на старшей ступени общего образования» профильная подготовка обеспечивает углубленное изучение отдельных общеобразовательных предметов, создает условия для выбора учащимися индивидуальных образовательных траекторий в соответствии с их способностями, склонностями и потребностями, более эффективно готовит выпускников к профессиональному самоопределению, обеспечивая преемственность общего и профессионального образования. Обучающиеся в системе профильной подготовки готовят себя к трудовой деятельности, адаптируют умения к изменяющимся требованиям рынка труда.

Таким образом, можно сделать следующие выводы.

В условиях перехода к рыночным отношениям приоритетные функции непрерывного образования неразрывно связаны с рынком труда. Современный молодой человек должен научиться правильно вести себя на рынке труда, понимать, как продвигать свои достоинства и возможности, и не бояться этого, то есть выбрать ту профессию, которая бы была востребована современной экономикой, соответствовала желанию и интересам личности, ее возможностям и общеобразовательной подготовке.

Глобализация экономики и задача формирования общества, основанного на знаниях, ставят новые требования перед системой образования и обучения. В рамках этих требований система профессионального образования и обучения призвана решать триединую задачу развития: личности, способной полностью реализовать свои потенциал в профессиональном и личном плане; общества – за счет уменьшения различий и неравенства между гражданами и группами граждан; экономики – путем обеспечения соответствия умений на рынке труда потребностям промышленности и работодателей.

Новая парадигма развития образования предполагает универсализацию профессионального образования, сопровождающуюся развитием новых базовых умений и компетенций. А это в свою очередь означает и новое качество партнерских отношений между образованием и миром труда, обеспечивающих синергию всех секторов образования, промышленности и экономики, направленных на развитие общих компетенций, этики труда, технических и предпринимательских умений, выработку новой политики и финансовых обязательств с учетом местных, региональных и глобальных возможностей и потребностей.

Страницы: 1 2 3

Смотрите также:

Возможности развития критического мышления учащихся на уроке иностранного языка
Анализ психологической, педагогической литературы подтверждает важность развития критического мышления и в связи с этим необходимость использования технологии развития критического мышления. Следует отметить, что языковое образование занимает важное место в жизни общества. Изучение иностранного язы ...

Психологические основы воспитания и обучения слепого ребенка
Основная особенность внутреннего и внешнего развития слепого ребенка — тяжкое нарушение его пространственных восприятий и представлений, ограниченность в свободе движения, беспомощность в отношении пространства. Все остальные силы и способности слепого ребенка могут полноценно функционировать. А. П ...

Психологические особенности школьников на среднем этапе обучения
Как уже отмечалось, между учащимися младшего подросткового возраста (10—11лет) и подростками (12—15 лет) много общего, но имеются и существенные различия, начиная с 7-го класса у них проявляется стремление к самостоятельности, самоутверждению, негативное отношение к прямым требованиям, принуждению. ...

Приёмы и методы запоминания

Приёмы и методы запоминания

На протяжении всей человеческой истории люди пытались придумать способы, с помощью которых они могли бы по возможности прочно усвоить какие-либо знания. С древнейших времён тема и техника запоминания занимала пытливые умы, рассматривалась и систематизировалась великими людьми прошлого.

Категории

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.newlypedagog.ru