Существует несколько классификаций подвижных игр . Традиционно игры различают по наличию/отсутствию инвентаря, по количеству участников, по степени интенсивности и специфики физической подготовки, наличию/отсутствию ведущего, месту проведения (двор, комната, водоем), по элементам разметки пространства, по системе подсчета очков, по игровым прелюдиям и наказанию, по общему сюжету и т.д.
Рассматривая подвижные игры по признаку организации играющих, можно выделить следующие:
а) без разделения коллектива на команды (игры, основанные на простейших взаимоотношениях между участниками);
б) с разделением коллектива на команды (игры направленные на воспитание коллективных действий).
Игры могут протекать в различных сочетаниях:
а) игры, где имеет место активное единоборство;
б) игры, без соприкосновение с соперником;
в) игры-эстафеты, в которых действия каждого участника одинаково направлены, связаны с выполнением отдельных заданий.
Отличают элементарные подвижные игры и спортивные игры - баскетбол, хоккей, футбол и др., подвижные игры - игры с правилами. В детском саду используются преимущественно элементарные подвижные игры.
Рассмотрим классификацию подвижных игр по следующим признакам:
по возрасту (для детей младшего, среднего и младшего школьного возраста)
по содержанию (от самых простых, элементарных до сложных с правилами и полуспортивных игр);
по преобладающему виду движений (игры с бегом, прыжками, лазаньем и ползанием, катанием, бросанием и ловлей, метанием);
по физическим качествам (игры для развития ловкости, быстроты, силы, выносливости, гибкости);
по видам спорта (игры, подводящие к баскетболу, бадминтону, футболу, хоккею; игры с лыжами и на лыжах, в воде, на санках и с санками, на местности);
по признаку взаимоотношений играющих (игры с соприкосновением с противником и игры без соприкосновения);
по сюжету (сюжетные и бессюжетные);
по организационной форме (для занятий физкультурой, активного отдыха, физкультурно-оздоровительной работы);
по подвижности (малой, средней и большой подвижности - интенсивности);
по сезону (летние и зимние);
по месту занятий (для спортивного зала, спортивной площадки; для местности, помещений);
по способу организации играющих: командные и некомандные (с разделением на команды, игры-эстафеты; условия игр предполагают двигательные задания, одинаковые для команды, итоги игры подводятся по общему участию всех членов команды; игры без разделения команды - каждый играющий действует самостоятельно в соответствии с правилами игр).
Учитывая, что одной из главных задач физического занятия является развитие и совершенствование двигательных качеств занимающихся, возникает необходимость оценки применяемых игр с точки зрения двигательной активности, интенсивности игровой деятельности.
Группировка игр по проявлению у занимающихся физических качеств
Качества проявляемые в игре
Характеристика игровых действий
Ловкость
Игры, побуждающие немедленно переходить от одних действий к другим. Игры, требующие сосредоточить внимание одновременно на нескольких действиях (бег, прыжки, действия с увертыванием)
Быстрота
Игры, побуждающие своевременных ответов на зрительные, звуковые сигналы с короткими перебежками; с преодолением небольших расстояний в кратчайший срок; с бегом на скорости в изменяющихся условиях
Дидактическая игра как метод словарной работы дошкольников
Дидактические игры являются одним из методов активизации словаря детей. Каждая дидактическая игра имеет свое программное содержание, например закрепляет знания о цвете, пространстве, времени, счете и т. д. В связи с этим в программное содержание игры входит и определенная группа слов, которую долже ...
Научно-исследовательская работа
Преддипломная педагогическая практика занимает важное место в научно-исследовательской работе будущих инженеров педагогов. Она создает условия для практического применения знаний по специальным предметам, по всем психолого-педагогическим дисциплинам. Во время практики присутствовали две формы НИРС. ...
Модель содействия учащимся 9-х классов в выборе форм продолжения
образования
Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования позволил обоснованно выбрать теоретико-методологические ориентиры для построения педагогической модели, а также определиться с параметром исследования. Итак, начнем с самого понятия «модель», которое используется во многих (а возмо ...
На протяжении всей человеческой истории люди пытались придумать способы, с помощью которых они могли бы по возможности прочно усвоить какие-либо знания. С древнейших времён тема и техника запоминания занимала пытливые умы, рассматривалась и систематизировалась великими людьми прошлого.