Понятие и принципы технологии взаимного обучения

Педагогика » Взаимное обучение как форма организации учебной деятельности » Понятие и принципы технологии взаимного обучения

Страница 2

В одних школах взаимообучение использовали, чтобы развить в школьниках социальный конформизм, в других — творческую независимость. Одни педагоги организовывали взаимообучение, чтобы приблизить традиционную школу к практической жизни, к традициям многодетных семей, другие — чтобы оградить детские души от жестоких реалий мира взрослых. Взаимообучение помогло одним педагогам сделать детей предприимчивыми, инициативными, другим — послушными, управляемыми . Какие бы ни решались задачи, важно одно: педагоги смогли из пестроты этих опытов вывести общие заключения:

- очень многие задачи обучения и воспитания лучше решаются в том случае, если учитель имеет дело не с отдельным ребенком, а с детским сообществом;

- ребенку для полноценного обучения и развития необходимо общение и совместная деятельность (в том числе — учебная) не только со взрослыми, но и со сверстниками;

- одна из важнейших задач педагогов — организовать сотрудничество между детьми во всех сферах школьной жизни, в том числе и в учебной сфере.

Д. Джонсон и Р. Джонсон, разработавшие метод обучения в сотрудничестве «Учимся вместе» выделяют следующие основные отличия работы в малых группах по методике обучения в сотрудничестве от других форм групповой работы: 1) взаимозависимость членов группы; 2) личная ответственность каждого члена группы за собственные успехи и успехи своих товарищей; 3) совместная учебно-познавательная, творческая и прочая деятельность учащихся в группе; 4) социализация деятельности учащихся в группах; 5) общая оценка работы группы.

Технология взаимного обучения основывается на принципиально иной стратегии, нежели традиционное обучение. Исходная посылка заключается в понимании трех основополагающих принципов, выстроенных на стыке современных открытий физиологии, психологии, кибернетики, дидактики: 1) приведение в соответствие образной и логической компоненты мышления учащихся в познавательной деятельности заданием принципа одновременности их функционирования; 2) признание равноправными компонентами содержания личностный опыт учащегося и предметную представленность, а условием их равновесного существования считать организованное взаимодействие; 3) замещение традиционного последовательно-параллельного способа развертывания содержания на информационно емкий, оптимальный, обозначенный как параллельно-взаимный.

Суть системы взаимного обучения состоит в том, что старшие ученики сначала под руководством педагога сами изучают материал, а затем, получив соответствующие инструкции, обучают своих младших товарищей. Девиз: «Помоги другому и поймёшь сам!».

Взаимное обучение как специальная, самостоятельная система его организации не получила широкого распространения. Однако идея вызвала к жизни такую форму обучения, как работа в динамических парах (В.К. Дьяченко), где каждый обучает каждого. Отношение в паре «ребенок-учитель — ребенок-ученик» в общих чертах воспроизводит классическое детско-взрослое отношение «учитель — ученик», где учитель — это более опытный, более знающий партнер, чья главная функция — давать менее опытному партнеру готовые образцы действий и помогать новичку эти образцы усвоить и довести их воспроизведение до автоматизма. Отношение знающего и незнающего, умелого и неумелого — это отношения, пронизывающие всю жизнь ребенка; это та форма взаимодействия, в которой ребенок осваивает львиную долю знаний, умений и навыков, в которой формируются множество человеческих способностей, прежде всего способностей к воспроизводству образцов и действий по инструкции.

Страницы: 1 2 3

Смотрите также:

Особенности развития связной речи детей среднего дошкольного возраста
Особую чувствительность к звуковой, смысловой и грамматической стороне слова детей среднего дошкольного возраста отмечали многие исследователи. Они подчеркивали, что в этот период происходит становление монологической речи (А.Н. Гвоздев, К.И. Чуковский, Д.Б. Эльконин, Н.Х. Швачкин, Н.И. Жинкин, А.В ...

Цели, задачи, предмет, объект социально-педагогической деятельности
Цель социально-педагогической деятельности по мнению И.А.Липского следует считать продуктивное содействие человеку в его адекватной социализации, активизирующей его активное участие в преобразовании социума. Такое рассмотрение цели социально-педагогической деятельности базируется на субъектно-объек ...

Технология и приемы развития критического мышления учащихся
В предыдущем параграфе нами были рассмотрены разнообразные определения понятия критического мышления и его характеристики. Для педагога же не менее важным является знание не только различных подходов к пониманию критического мышления, но и знание, а еще лучше владение технологией развития критическ ...

Приёмы и методы запоминания

Приёмы и методы запоминания

На протяжении всей человеческой истории люди пытались придумать способы, с помощью которых они могли бы по возможности прочно усвоить какие-либо знания. С древнейших времён тема и техника запоминания занимала пытливые умы, рассматривалась и систематизировалась великими людьми прошлого.

Категории

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.newlypedagog.ru