В одних школах взаимообучение использовали, чтобы развить в школьниках социальный конформизм, в других — творческую независимость. Одни педагоги организовывали взаимообучение, чтобы приблизить традиционную школу к практической жизни, к традициям многодетных семей, другие — чтобы оградить детские души от жестоких реалий мира взрослых. Взаимообучение помогло одним педагогам сделать детей предприимчивыми, инициативными, другим — послушными, управляемыми . Какие бы ни решались задачи, важно одно: педагоги смогли из пестроты этих опытов вывести общие заключения:
- очень многие задачи обучения и воспитания лучше решаются в том случае, если учитель имеет дело не с отдельным ребенком, а с детским сообществом;
- ребенку для полноценного обучения и развития необходимо общение и совместная деятельность (в том числе — учебная) не только со взрослыми, но и со сверстниками;
- одна из важнейших задач педагогов — организовать сотрудничество между детьми во всех сферах школьной жизни, в том числе и в учебной сфере.
Д. Джонсон и Р. Джонсон, разработавшие метод обучения в сотрудничестве «Учимся вместе» выделяют следующие основные отличия работы в малых группах по методике обучения в сотрудничестве от других форм групповой работы: 1) взаимозависимость членов группы; 2) личная ответственность каждого члена группы за собственные успехи и успехи своих товарищей; 3) совместная учебно-познавательная, творческая и прочая деятельность учащихся в группе; 4) социализация деятельности учащихся в группах; 5) общая оценка работы группы.
Технология взаимного обучения основывается на принципиально иной стратегии, нежели традиционное обучение. Исходная посылка заключается в понимании трех основополагающих принципов, выстроенных на стыке современных открытий физиологии, психологии, кибернетики, дидактики: 1) приведение в соответствие образной и логической компоненты мышления учащихся в познавательной деятельности заданием принципа одновременности их функционирования; 2) признание равноправными компонентами содержания личностный опыт учащегося и предметную представленность, а условием их равновесного существования считать организованное взаимодействие; 3) замещение традиционного последовательно-параллельного способа развертывания содержания на информационно емкий, оптимальный, обозначенный как параллельно-взаимный.
Суть системы взаимного обучения состоит в том, что старшие ученики сначала под руководством педагога сами изучают материал, а затем, получив соответствующие инструкции, обучают своих младших товарищей. Девиз: «Помоги другому и поймёшь сам!».
Взаимное обучение как специальная, самостоятельная система его организации не получила широкого распространения. Однако идея вызвала к жизни такую форму обучения, как работа в динамических парах (В.К. Дьяченко), где каждый обучает каждого. Отношение в паре «ребенок-учитель — ребенок-ученик» в общих чертах воспроизводит классическое детско-взрослое отношение «учитель — ученик», где учитель — это более опытный, более знающий партнер, чья главная функция — давать менее опытному партнеру готовые образцы действий и помогать новичку эти образцы усвоить и довести их воспроизведение до автоматизма. Отношение знающего и незнающего, умелого и неумелого — это отношения, пронизывающие всю жизнь ребенка; это та форма взаимодействия, в которой ребенок осваивает львиную долю знаний, умений и навыков, в которой формируются множество человеческих способностей, прежде всего способностей к воспроизводству образцов и действий по инструкции.
Целеустремленное формирование мотивационной основы учебной деятельности
“Психологический закон утверждает: прежде чем предложишь ребенку какую-нибудь деятельность, постарайся заинтересовать его ею, позаботься про то, чтобы выяснить, что он готов к этой деятельности, что у него напряжены все силы, необходимые для нее, и что ребенок будет действовать сам, преподавателю ж ...
Шестой этап в математике конечных количеств
На этом этапе ребенок отражает системность. В возрасте до 3 лет это означает умеет восстановить всю последовательность по имеющимся в ней отдельным элементам или же продолжить последовательность видя общую логику развития. В возрасте от 3 до 6 лет это означает разработку логических средств отражени ...
Приёмы запоминания правописания непроверяемых слов
Беспроверочные написания - самый трудный раздел методики обучения орфографии, так как в отношении непроверяемых слов не может быть никаких обобщений и их правописание следует запомнить. Окулова Г.Е. в пособии "Словарная работа на уроках русского языка в начальной школе" пишет: "Поско ...
На протяжении всей человеческой истории люди пытались придумать способы, с помощью которых они могли бы по возможности прочно усвоить какие-либо знания. С древнейших времён тема и техника запоминания занимала пытливые умы, рассматривалась и систематизировалась великими людьми прошлого.