Изменения, происходящие в нашем обществе, ведут к тому, что развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые самостоятельно могут принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, способные к сотрудничеству, отличающиеся мобильностью, динамизмом, конструктивностью; требуется способность работать в команде, сотрудничать, вести грамотный диалог, а в школе дети сидят на уроке за партами с учебниками молча друг за другом. А мы так давно говорим о ценности индивидуальности (о личностно-ориентированном подходе к учащимся, об идеях гуманизации), о неповторимости каждого школьника, а школа продолжает учить всех всему одинаково, не взирая на различия склонностей и интересов…
К сожалению, пока еще в большинстве нынешних школ ученику отводится стандартная роль, от него ничего не зависит, он играет по общепринятым правилам, и в этом вся суть его учебной деятельности, более того, он остается ведомым, а не ведущим. Проблемы современного школьного образования можно выразить в одном тезисе: "Жизнь требует одного - школа учит другому." Жизнь требует, чтобы человек сам умел искать и работать с информацией - школа ему преподносит ее готовой, нужно лишь запомнить.
Пока ребенок учится в школе, он получает огромный объем информации. Но большая часть этой информации не пригодиться ему после школы, да и в дальнейшей жизни тоже, а то и вовсе им просто забудется по окончанию школы.
Дебаты вокруг школьного образования не утихают, и в среде специалистов - как на уровне преподавателей, так и на уровне властных структур. Поколения меняются на их глазах, дети уже не похожи на своих родителей - они умнее и выносливее.
Здесь актуально вспомнить исследования Маргарет Мид, относительно того, на какой стадии общественного развития мы сейчас находимся. По ее словам в начале нашего столетия мы совершаем переход от кофигуративного к префигуративному обществу. Речь идет о дальнейшем развитии новых тенденций, зародившихся на стадии кофигурации и связанных с расширением в образовательном процессе содержания и функций сферы субъектного опыта, отражающей индивидуальные характеристики его носителя.
Основным источником формирования опыта в учебном познании становится разнообразная деятельность, осуществляемая самим учеником самостоятельно или при консультативной помощи учителя. В структуре субъектного опыта меняется соотношение типовых компонентов поведения и мышления, задаваемых сообществом в виде социокультурных эталонов, и индивидуальных способов жизнедеятельности, приобретаемых и реализуемых учащимися в познании, общении, активных формах отношения к окружающей социальной и природной действительности. Система образования ориентирована на сопровождение ученика в процессе становления собственного опыта, отвечающего возможностям и устремлениям личности в ее самореализации, в освоении стремительно меняющейся ситуации общественного развития. Создание специальных условий и оказание необходимой помощи в реализации обучающимся свободного и ответственного выбора такого опыта становится основной функцией школы.
Опираясь на данный опыт, ученик оказывается субъектом конструирования содержания своего образования. Качественное своеобразие учебного процесса определяется возможностями проявления с позиции субъектного опыта избирательного отношения к предметному материалу, способам и формам его изучения.
Теоретические основы понятия «нравственное воспитание» в педагогической
литературе
нравственное воспитание детей дошкольного возраста - одна из основополагающих задач, реализуемых в дошкольных образовательных учреждениях. ребенок дошкольного возраста входит в сложный многогранный мир, в котором он встречается не только с проявлениями добра и справедливости, милосердия и сострадан ...
Роль игры в обучении младших школьников
Известно, что младший школьный возраст является наиболее благоприятным для усвоения иностранного языка. Имитационные способности ребенка, природная любознательность и потребность в познании нового, отсутствие «застывшей» системы ценностей и установок, а также языкового барьера способствуют эффектив ...
Характеристика реализации возрастного похода в
деятельности школьного социального педагога
Развитие ребенка, совершаясь во времени, имеет свои внутренние закономерности, определенную периодичность в смене форм отражения. Один этап подготавливает новый этап, качественно отличный от первого, хотя и включающий в снятом виде прошлый. Каждый возрастной период связан с количеством прожитых лет ...
На протяжении всей человеческой истории люди пытались придумать способы, с помощью которых они могли бы по возможности прочно усвоить какие-либо знания. С древнейших времён тема и техника запоминания занимала пытливые умы, рассматривалась и систематизировалась великими людьми прошлого.