Состояние и необходимость модернизации российской системы образования

Педагогика » Проектная деятельность как средство предпрофильной подготовки учащихся » Состояние и необходимость модернизации российской системы образования

Страница 2

Изменения, происходящие в нашем обществе, ведут к тому, что развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые самостоятельно могут принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, способные к сотрудничеству, отличающиеся мобильностью, динамизмом, конструктивностью; требуется способность работать в команде, сотрудничать, вести грамотный диалог, а в школе дети сидят на уроке за партами с учебниками молча друг за другом. А мы так давно говорим о ценности индивидуальности (о личностно-ориентированном подходе к учащимся, об идеях гуманизации), о неповторимости каждого школьника, а школа продолжает учить всех всему одинаково, не взирая на различия склонностей и интересов…

К сожалению, пока еще в большинстве нынешних школ ученику отводится стандартная роль, от него ничего не зависит, он играет по общепринятым правилам, и в этом вся суть его учебной деятельности, более того, он остается ведомым, а не ведущим. Проблемы современного школьного образования можно выразить в одном тезисе: "Жизнь требует одного - школа учит другому." Жизнь требует, чтобы человек сам умел искать и работать с информацией - школа ему преподносит ее готовой, нужно лишь запомнить.

Пока ребенок учится в школе, он получает огромный объем информации. Но большая часть этой информации не пригодиться ему после школы, да и в дальнейшей жизни тоже, а то и вовсе им просто забудется по окончанию школы.

Дебаты вокруг школьного образования не утихают, и в среде специалистов - как на уровне преподавателей, так и на уровне властных структур. Поколения меняются на их глазах, дети уже не похожи на своих родителей - они умнее и выносливее.

Здесь актуально вспомнить исследования Маргарет Мид, относительно того, на какой стадии общественного развития мы сейчас находимся. По ее словам в начале нашего столетия мы совершаем переход от кофигуративного к префигуративному обществу. Речь идет о дальнейшем развитии новых тенденций, зародившихся на стадии кофигурации и связанных с расширением в образовательном процессе содержания и функций сферы субъектного опыта, отражающей индивидуальные характеристики его носителя.

Основным источником формирования опыта в учебном познании становится разнообразная деятельность, осуществляемая самим учеником самостоятельно или при консультативной помощи учителя. В структуре субъектного опыта меняется соотношение типовых компонентов поведения и мышления, задаваемых сообществом в виде социокультурных эталонов, и индивидуальных способов жизнедеятельности, приобретаемых и реализуемых учащимися в познании, общении, активных формах отношения к окружающей социальной и природной действительности. Система образования ориентирована на сопровождение ученика в процессе становления собственного опыта, отвечающего возможностям и устремлениям личности в ее самореализации, в освоении стремительно меняющейся ситуации общественного развития. Создание специальных условий и оказание необходимой помощи в реализации обучающимся свободного и ответственного выбора такого опыта становится основной функцией школы.

Опираясь на данный опыт, ученик оказывается субъектом конструирования содержания своего образования. Качественное своеобразие учебного процесса определяется возможностями проявления с позиции субъектного опыта избирательного отношения к предметному материалу, способам и формам его изучения.

Страницы: 1 2 3

Смотрите также:

Виды практических работ и критерии выбора работ для проведения физического практикума
Физика изучает наиболее общие свойства и законы движения материи, она играет ведущую роль в современном естествознании. Это обусловлено тем, что физические законы, теории и методы исследования имеют решающее значение для всех естественных наук. Но именно физика считается одним из самых сложных и, к ...

Определение понятий дифференцированного подхода и дифференцированного обучения
Работая с такими разными учениками, мы вынуждены применять разноуровневые или дифференцированные задания, подходящие для категории здоровых психически детей и не полностью владеющих своей рукой, восприятием пространства, чувством тона и цвета и главное, с другим восприятием и видинием учащихся. На ...

Виды предметно-практической деятельности, способствующие развитию тактильной чувствительности
Другим видом деятельности, способствующим развитию осязания, является занятие аппликацией. Его можно начать с обследования геометрических фигур, из которых составляются различные орнаменты и композиции. Поначалу разнообразие фигур ,которыми оперируют учащиеся, должно быть минимальным. Аппликации вы ...

Приёмы и методы запоминания

Приёмы и методы запоминания

На протяжении всей человеческой истории люди пытались придумать способы, с помощью которых они могли бы по возможности прочно усвоить какие-либо знания. С древнейших времён тема и техника запоминания занимала пытливые умы, рассматривалась и систематизировалась великими людьми прошлого.

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.newlypedagog.ru