Лексика в системе языковых средств является важнейшим компонентом речевой деятельности: аудирования и говорения, чтения и письма. Это определяет ее важное место на каждом уроке иностранного языка, и формирование лексических навыков постоянно находятся в поле зрения учителя.
Что такое лексика? Лексика – это совокупность слов (словарный запас) того или иного языка. Слова, которые человек использует в своей речевой практике, устной и письменной, составляют его активный словарный запас. Чем богаче и разнообразнее словарный запас человека, тем легче пользоваться ему языком.
Основной целью обучения лексическому материалу является формирование у учащихся лексических навыков как важнейшего компонента экспрессивных и рецептивных видов речевой деятельности.
Существует шкала владения иностранным языком для рецепции, продукции и взаимодействия, дающая представление о том, что младшие ученики должны уметь, начав изучать язык:
|
Рецептивные умения |
Умение взаимодействия |
Продуктивные умения |
|
Узнавать знакомые слова и основные фразы, касающиеся окружающей среды. |
Взаимодействовать на простом языке, но коммуникация зависит от стратегии повторов, перефразирования и повторов; задавать простые вопросы и отвечать на них, реагировать на простые утверждения в знакомых областях. |
Продуцировать простые фразы и предложения о людях, их местоположении. |
Лексические навыки характеризуются большей осознанностью, что проявляется в выборе слов, в их сочетании с другими словами и зависимости от цели коммуникации. Также выделяется языковой лексический навык: операции по анализу слов, по словообразованию, конструированию словосочетаний.
Повышенное внимание к этому аспекту иноязычной речи объясняется рядом причин:
от степени владения лексикой в первую очередь зависит содержательная сторона высказывания;
лексика, подлежащая усвоению, не однородна по своим психологическим, психолингвистическим характеристикам;
усвоенный лексический минимум следует рассматривать как базовую (опорную) лексику;
навыки по применению языковых единиц, материала на лексическом уровне являются важным компонентом таких видов речевой деятельности, как аудирование, чтение и говорение;
возникает необходимость проводить работу по систематизации изученных ранее лексических единиц.
С методической точки зрения сложный процесс овладения иноязычной лексикой включает много компонентов: предъявление, объяснение, разнообразные упражнения для тренировки и применения, контроль за процессом становления и сформированности лексических навыков. В становлении механизмов лексического оформления высказывания важную роль играют лексические правила.
Сложность проблемы лексических правил требует рассмотрения таких факторов, как правомерность выделения лексических правил, их содержание и организация в обучении.Для решения поставленных вопросов выделяются единицы лексического минимума и единицы обучения, для которых и нужны лексические правила. По мнению В.Л. Скалкиной и Н.В. Варежкиной «учебная лексемно-семантическая единица
направлена на обучение и как таковая уже содержит зачатки методической типологии;
ориентирована на носителей другого (конкретного) языка и, следовательно, учитывает понятийно-семантическую сетку, характерную для иного лингвосоциума;
по своей природе уже является селективной единицей, то есть лексическая единица, пропущенная через «сито» элементарного отбора».
Диагностика определения уровня развития критического мышления и умений монологической
речи учащихся 11 класса МОУ «Павлоградская гимназия»
В соответствии с объектом и предметом исследования была проведена диагностика учащихся. В диагностике приняли участие 10 учащихся 11 класса МОУ «Павлоградская гимназия» Павлоградского района Омской области. Диагностика включала 2 аспекта: личностный и предметный. Целью личностного аспекта стало опр ...
Использование семантических образов
Одним из наиболее важных аспектов эффективного формирования познавательной деятельности учащихся является учет их семантики в процессе познания, что одновременно является наиболее существенной чертой личностно-ориентированных подходов к обучению. Как мы уже указывали, именно этот аспект наименее ра ...
Экспериментальное внедрение проблемного обучения в учебный процесс
При создании экспериментальной части данного исследования была определена цель, гипотеза, а также поставлены задачи к выполнению. Цель эксперимента состояла в том, чтобы проверить насколько эффективно применение методики на уроках информатики. Была выдвинута гипотеза: если разработанные и проведенн ...
На протяжении всей человеческой истории люди пытались придумать способы, с помощью которых они могли бы по возможности прочно усвоить какие-либо знания. С древнейших времён тема и техника запоминания занимала пытливые умы, рассматривалась и систематизировалась великими людьми прошлого.