Предлагается пример использования информационных технологий при изучении творчества Ф. И. Тютчева в 10-м классе.
На уроке используются ресурсы компании «Кирилл и Мефодий» (уроки литературы Кирилла и Мефодия. 10 класс).
Рассмотрим только те фрагменты уроков, где применяются информационные технологии для формирования коммуникативных компетенций.
Итак, 1-ый урок. После беседы о впечатлениях от прочитанных стихотворений, актуализации уже имеющихся знаний о Ф. И. Тютчеве, переходим к работе с программой «Кирилл и Мефодий».
Включить программу по литературе «Кирилл и Мефодий» (Значок "Литература«® уроки литературы® урок 30. Ф. И. Тютчев. Жизнь и творчество.
Записать тему и цель урока, план, рассмотреть портрет поэта. (1 слайд).
Нажав клавишу «Уроки», переходим к уроку 31. Далее, нажав клавишу «Содержание», можем выйти в Интернет-ресурсы и побывать в усадьбе Тютчева в селе Овстуг, посмотреть портреты родителей и т.д.
На этом же этапе следует записать и основные темы и мотивы в лирике Ф.И. Тютчева.
Итог: используя лекционный метод в рамках информационных технологий, стимулируем интерес к работе с текстовым материалом, развиваем умение анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы из полученной информации, стимулируем активное слушание, способствующее пониманию учебного материала, развиваем познавательный интерес учащихся, расширяем кругозор, учим работать с дополнительными источниками получения информации (Интернет), тем самым формируем коммуникативную культуру ученика.
Формы коммуникативных действий: слушание, беседа по данному материалу, пересказ по плану — домашнее задание, доклад по теме урока — домашнее задание.
При выполнении домашнее задание учащиеся используют информационные технологии: Интернет-ресурсы, статью в уроке 30.
На 2-м уроке работа с теорией литературы. После проверки домашнего задания и вступительного слова учителя открываем урок 31, слайд 9. Знакомимся с художественными особенностями лирики Тютчева и повторяем термины, необходимые при анализе стихотворения. Во время работы в тетради вести конспект, обращаться к словарю по ссылке. (Учитель комментирует информацию на слайдах, акцентирует внимание на терминах). Закрепляем материал (работа в парах) на ттренажере (возможна помощь).
Итог: использование метода выборки способствует формированию навыка работы с большим количеством информации, на уроке идёт интенсивное повторение и словарная работа. Укрепляем знания по теории литературы, развиваем понятийный аппарат, формируем готовность и способность свободно и компетентно говорить при анализе стихотворений.
Уроки с использованием информационных технологий имеют практические, теоретические и познавательные результаты. На уроках с использованием информационных технологий интерес не ослабевает. Ребята получают возможность подготовиться к итоговой аттестации по предмету, получают знания о том, где можно самостоятельно получить необходимую информацию, у многих возникает интерес к дальнейшему изучению темы и созданию учебных пособий по предмету, развивается исследовательский интерес. Ученики чувствуют себя способными и готовыми к коммуникации на основе полученных знаний и опыта.
Социально-педагогическая виктимология: социальные
нормы и отклонения от них в процессе социализации
Социализация - это процесс формирования личности человека в определенных социальных условиях, в ходе которого человек избирательно вводит в свою систему поведения те нормы и шаблоны поведения, которые приняты в данном обществе и социальной группе. Социализация - развитие и самореализация человека н ...
Проблема самоопределения подростков при выборе профиля
обучения
Подростковый возраст является одним из самых важных в становлении личности, трудным периодом психологического взросления и полового созревания ребенка. На сегодняшний день в отечественной психологии нет единственно точной теории, которая бы отражала всю специфику подростничества достаточно полно, у ...
Система контроля в дошкольном образовательном учреждении
Осуществляя функцию контроля в своей деятельности руководитель дошкольного образовательного учреждения должен знать, что контроль всегда направлен на реализацию многих целей по разделам работы детского сада, и , в то же время, чётко представлять концепцию внутрисадовского контроля, охватывающую все ...
На протяжении всей человеческой истории люди пытались придумать способы, с помощью которых они могли бы по возможности прочно усвоить какие-либо знания. С древнейших времён тема и техника запоминания занимала пытливые умы, рассматривалась и систематизировалась великими людьми прошлого.