Описание результатов эмпирического исследования эффективности использования дидактических игр как средства активизации познавательной деятельности младших школьников

Педагогика » Активизация познавательной деятельности младших школьников посредством использования дидактических игр, выступающее как условие успешности обучения » Описание результатов эмпирического исследования эффективности использования дидактических игр как средства активизации познавательной деятельности младших школьников

Страница 2

Таким образом, более половины детей от общей выборки –87% отмечают желание участвовать в дидактических играх, используемых на уроке

«Как ты думаешь, какая польза от игры на уроке? », (в %)

Отношение к использованию игры на уроке

очень большая

большая

затруднились ответить

Количество выборов

64%

19%

17%

Таким образом, более половины детей от общей выборки – 64% отмечают значение включения игры в урок как – очень большое.

Из всего этого можно сделать вывод: учащимся начальной школы нравятся все уроки, положительно относятся к использованию игры на уроках. Если бы учащиеся были учителями, то более 67% использовали бы на своих уроках игры. И практически основная масса детей считает, что игра на уроках приносит большую пользу и с удовольствием в них участвуют.

Таким образом, необходимо в каждый урок включать игровые моменты, но не в качестве разрядки обстановки, а с целью активизации знаний детей, развития психических процессов.

Для измерения времени активности мы использовали следующую методику, полагая, что в идеале время активность класса составляет 100%, т.е. 100% времени все ученики участвуют в работе.

Для расчёта времени активности мы использовали формулу:

Процент времени активности = (A1 * (100%-X1%)/100% + A2 * (100%-X2%)/100% + … + An * (100%-Xn%)/100%) * K / 100%

Где:

А1,А2, Аn – количество учеников в группе

X1,X2, Xn – процент времени, который группа учеников отвлекается от урока.

– всего учеников в классе.

Обычно, на уроках 5 учеников из класса около 10% времени тратят на различные разговоры, не относящиеся к теме урока. Два ученика пассивно относятся к занятиям и около 50% времени урока наблюдают за работой своих одноклассников.

Процент времени активности обычных уроков = (5*(100-10)/100 + 2*(100-50)/100 + 9*(100-0)/100) * 100 / 16 = 90,6 %.

Во время педагогического эксперимента наблюдалось значительное увеличение времени активности и только одн ученик 20% времени урока наблюдала за работой своих одноклассников.

Процент времени активности во время эксперимента = (1* (100-20)/100 + 15) *100/16 = 98,75 %.

В результате, усреднив данные по четырём показателям получим значения активности учениц до и после проведения педагогического эксперимента

Активность до эксперимента = (81+69+81+91)/4 = 81%

Активность после эксперимента = (100+94+94+99)/4 = 97%

В ходе проведения педагогического эксперимента было установлено, что эффективное применение дидактических игр, которое вызывает положительные эмоции к данной дисциплине, повышает интерес и творческую активность, а также способствует повышению качества знаний, умений и навыков.

В процессе работы над темой исследования на основе рассмотренной нами психолого-педагогической и методической литературы по данному вопросу, а также в результате исследования, мы пришли к выводу, что в педагогической работе большое внимание уделяется дидактической игре на уроке и выявлено её существенное значение для получения, усвоения и закрепления новых знаний у учащихся начальных классов.

Проведя и проанализировав наши исследования, мы выявили, что дидактическая игра позволяет не только активно включить учащихся в учебную деятельность, но и активизировать познавательную деятельность детей. Игра помогает учителю донести до учащихся трудный материал в доступной форме. Отсюда можно сделать вывод о том, что использование игры необходимо при обучении детей младшего школьного возраста на данном конкретном уроке.

В ходе проделанной нами работы, мы сделали вывод, что дидактическая игра может быть использована как и на этапах повторения и закрепления, так и на этапах изучения нового материала. Она должна в полной мере решать как образовательные задачи урока, так и задачи активизации познавательной деятельности, и быть основной ступенью в развитии познавательных интересов учащихся.

Дидактические игры особенно необходимы в обучении и воспитании детей младшего школьного возраста. Благодаря играм удаётся сконцентрировать внимание и привлечь интерес даже у самых несобранных учеников. Вначале их увлекают только игровые действия, а затем и то, чему учит та или иная игра. Постепенно у детей пробуждается интерес и к самому предмету обучения.

Страницы: 1 2 3

Смотрите также:

Содержание и методы коррекционной работы по развитию осязания
Потеря зрения или ухудшение нормального зрения как мощного дистантного анализатора частично восполняется у слепых и слабовидящих взаимной деятельностью сохранных органов чувств: осязания, слуха, обоняния. При помощи слуха и обоняния различаются признаки знакомых предметов, воспринятых дистантно. Вс ...

Задачи и содержание по развитию словаря
В последнее время поиски ученых (З.М. Богуславская, Н.Е. Веракса, О. М. Дьяченко, Е.О. Смирнова и др.) идут в направлении создания серии игр для полноценного развития детского интеллекта, которые характеризуются гибкостью, инициативностью мыслительных процессов, переносом сформированных умственных ...

Выявление уровня сформированности системных знаний о труде взрослых у детей дошкольного возраста
Проблема выявления знаний о труде взрослых у детей дошкольного возраста в настоящее время является одной из важнейших проблем дошкольной педагогики. Выявление реального уровня знаний о труде взрослых дает воспитателю возможность верно определить содержание, найти оптимальные средства и методы воспи ...

Приёмы и методы запоминания

Приёмы и методы запоминания

На протяжении всей человеческой истории люди пытались придумать способы, с помощью которых они могли бы по возможности прочно усвоить какие-либо знания. С древнейших времён тема и техника запоминания занимала пытливые умы, рассматривалась и систематизировалась великими людьми прошлого.

Категории

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.newlypedagog.ru