Общеобразовательная школа как институт социализации и воспитания ребенка

Педагогика » Школа как ведущий фактор социализации » Общеобразовательная школа как институт социализации и воспитания ребенка

Страница 3

дифферентация воспитуемых в соответствиями с их личностными ресурсами применительно к реальной социально-профессиональной структуре общества.

Рост круга потребностей, закон возвышения потребностей, развитие потребностно-мотивационной сферы определяют характер формирования конкретных черт и качеств личности, которые чаще всего и формируются в микросреде подростка, в том числе и в школе. К таким конкретным чертам личности, которые формируются в процессе воспитания именно в стенах школы, относятся:

ответственность и чувство внутренней свободы, чувство собственного достоинства (самоуважение) и уважение к другим;

честность и совестливость; готовность к социально необходимому труду и стремление к нему; критичность и убежденность;

наличие твердых, не подлежащих пересмотру идеалов; доброта и строгость;

инициативность и дисциплинированность; желание и (умение) понимать других людей и требовательность к себе и другим;

способность размышлять, взвешивать и воля;

готовность действовать, смелость, готовность идти на определенный риск и осторожность, избегание ненужного риска.

Названный ряд качеств не случайно сгруппирован попарно. Этим подчеркивается, что нет качеств абсолютных. Самое лучшее качество должно уравновешивать противоположное. Каждый человек обычно стремится найти социально приемлемую и лично для него оптимальную меру соотношения этих качеств в своей личности. Только при таких условиях, найдя себя, сложившись и сформировавшись как целостностная личность, которая способна стать полноценным и полезным членом общества. Школа, являясь для ребенка, независимо от его возраста, является «колыбелью» для взращивания определенных качеств личности. Уже неоднократно подчеркивалось о рассогласованности требовании семьи и школы, школы и общества. Так вот, если взрослый может самостоятельно найти выход из многообразия предъявляемых требовании, то ребенок нет. Школа, как один из факторов социализации организует процесс направляемой и стихийной социализации одновременно, становясь ведущим источником информационного обеспечения для ребенка, поскольку в ней (школе) сосредоточено общение с взрослыми - педагогами и сверстниками – детьми. Соответственно осуществляется двухканальный обмен социальным опытом, передачей знании, умении, навыков, формирование определенного стереотипа или модели поведения ребенка.

Естественно, что помимо школы этот же опыт ребенок может получить и в других институтах социализации – улице, дома, молодежных кружках, секциях. Но это уже будет иная форма, трансформированная этими институтами, форма социализации, при которой социализация будет происходить уже при относительном направлении этих же институтов. К тому же временной отрезок, который проводят дети в школе, и, к примеру, в секции, отличается, да и объем информации, и виды деятельности ребенка более разнообразный. Менталитетом нашего народа сформирована точка зрения, направленная на то, что школа - основа допрофессиональной, или, если так можно выразиться предстартовой подготовки человека во взрослую жизнь. И ее требования, ее устои воспринимаются как наиболее правильные, пусть даже и в современном искажении.

В процессе стихийной социализации школа, как всякая социально-психологическая общность, влияет на входящих в нее людей в ходе реальной практики взаимодействия ее членов, которая по своему содержанию, стилю и характеру не идентична, а порой существенно расходится с декларируемыми устремлениями воспитателей. Знания и опыт реальной жизни, которые при этом стихийно получают воспитуемые в большой своей части оказываются «непрактичными» для взаимодействия в воспитательной организации с точки зрения ее основной функции - воспитания, но помогают адаптироваться в жизни общества.

На процесс самоизменения своих членов школа влияет в зависимости от ее быта, содержания и форм организации жизнедеятельности и взаимодействия, которые создают более или менее благоприятные возможности для развития человека, удовлетворения им своих потребностей, способностей и интересов. В то же время практика реальной жизни организации влияет на вектор самоизменения (просоциальный, асоциальный, антисоциальный), особенно в тех случаях, когда воспитуемые стремятся минимизировать свое пребывание в организации и реализуют себя вне ее рамок.

В относительно социально контролируемой социализации школа играет ведущую роль, ибо именно в них человек в большей или меньшей мере приобретает институциализированные знания, нормы, опыт, т.е. именно в них осуществляется социальное воспитание.

Страницы: 1 2 3 

Смотрите также:

Словарно-орфографическая работа на основе этимологического анализа
На основании анализа лингвистической, психолого-педагогической и методической литературы, учебников по русскому языку для начальных классов и по результатам констатирующего эксперимента нами были определены следующие задачи обучающего эксперимента: отобрать из программных списков такие слова с непр ...

Сравнение масс по инертности тел
Любое тело обладает свойством двигаться по инерции, сохраняя свою скорость неизменной, пока на это тело не подействуют силы. При этом одни тела легче разогнать (а разогнав, остановить), а другие — труднее. Для разгона или остановки груженой тележки на нее следует действовать гораздо большей силой ( ...

Современные инновационные технологии
В настоящее время существуют более 50 педагогических технологий, созданных педагогами-новаторами (В.Ф. Шаталов, Е.Н. Ильин, Н.А. Зайцев, В.Д. Шадриков, С.Н. Лысенкова и др.), - игровые технологии, технологии индивидуализации обучения, проблемное обучение, коммуникативные технологии, технологии уров ...

Приёмы и методы запоминания

Приёмы и методы запоминания

На протяжении всей человеческой истории люди пытались придумать способы, с помощью которых они могли бы по возможности прочно усвоить какие-либо знания. С древнейших времён тема и техника запоминания занимала пытливые умы, рассматривалась и систематизировалась великими людьми прошлого.

Категории

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.newlypedagog.ru