Освоение театрального творчества начинается с пропедевтического этапа - специально организованного общения дошкольников в рамках театрального творчества, который постепенно вводит ребёнка в занимательнейший мир театра. Данное общение осуществляется в форме игрового тренинга, который является способом адаптации ребёнка в новом коллективе; средством выработки у него целенаправленных действий по освоению окружающей реальности; условием для личностного развития и творческого роста ребёнка.
Этот вид деятельности помогает проживанию и осознанию детьми той или иной ситуации, активизирует желание детей действовать, развивает готовность к позитивному принятию позиций другого человека, способствует выработке качеств, необходимых для дальнейшей жизни в обществе.
В процессе занятий первого года обучения у детей формируются:
- навыки коллективных действий (контроль и оценка собственных действий и действий товарищей, соизмерение своих действий с действиями других детей, взаимодействие);
- развиваются умения воспринимать и контролировать объекты окружающей действительности через зрительные, слуховые и тактильные анализаторы и умения психофизического и эмоционального раскрепощения посредством активизации мышц лица и тела;
- формируются первоначальные обобщённые представления о понятиях “художественный образ”, “средства создания художественного образа”
- формируются конкретные элементарные навыки создания этого образа различными художественно-сценическими и музыкальными средствами (пантомима, речеинтонация, тембры детских музыкальных инструментов);
- закладываются основы сценической речи;
- формируются вокально-хоровые навыки и навыки музыкально-ритмических движений.
II. “Музыкальный театр”, так называемая “вторая ступенька”, представляет собой занятия, где дети вовлекаются в творческую работу по постановке музыкального спектакля. Навыки, полученные в процессе занятий на “первой ступеньке”, развиваются и закрепляются детьми в продуктивной музыкально-сценической деятельности.
Таким образом, этот этап является репродуктивно-творческим. Занятия в разделе программы “Музыкальный театр” призваны объединить все способности ребёнка и приобретённые умения и навыки для максимального использования его творческого потенциала при создании музыкального спектакля как творческого продукта большого коллектива маленьких актёров.
В процессе занятий на данной “ступеньке” у детей осуществляется:
- переосмысление полученных ранее умений и навыков на новом конкретном музыкально-сценическом материале;
- происходит дальнейшее уточнение понятий “художественный образ” и “средства создания художественного образа”;
- формируются первоначальные представления о понятиях “спектакль”, “роль”, “сцена спектакля”, “актёрский ансамбль”;
- происходит дальнейшее развитие сценической речи, формирование навыков словесных действий (эмоциональное погружение в произносимые слова);
- развитие вокально-хоровых навыков и навыков музыкально-ритмических движений;
- формируется устойчивый интерес у театральному искусству вообще и к музыкальному театру в частности.
На данном этапе характерно применение таких форм организации музыкально-театральной деятельности как – драматический театр и постановка мюзиклов. Примером музыкальной пьесы может служить пьеса Л. Поляк «Репка» (см. приложение).
III. “Беседы о театре”, так называемая “третья ступенька” - это третий год занятий, где вместе с продолжением тренинговых и постановочных занятий дети приобретают базовые знания об истории возникновения и развития театрального искусства.
“Беседы о театре” представляют собой систематизированный цикл занятий проблемно-поискового характера, на которых, удовлетворяя свой интерес, дети занимаются исследовательской деятельностью по изучению природы театра вообще, и музыкального, в частности. Решение образовательных задач, выдвигаемых программой, обеспечивается определённой логикой изложения учебного материала, представленной далее.
В процессе занятий по данному разделу у детей происходит усвоение уже известных понятий на новом уровне за счёт использования новой театральной терминологии и дальнейшее освоение основных элементов музыкально-сценической деятельности в новых театральных постановках.
Методическое обеспечение программы “Театральные ступеньки” включает комплект специально разработанных пособий и практических материалов (“Театральные ступеньки: азбука игр”, “Театральные ступеньки: музыкальный театр”, “Театральные ступеньки: беседы о театре”). Учебные разработки для детей (“Путеводитель по музыкальному театру”) предусматривают самостоятельное выполнение некоторых заданий ребёнком дома с целью закрепления впечатлений от полученной информации на занятии.
Педагогические основы в обучении решения задач
В обучении математике роль задач определяется, с одной стороны, тем, что конечные цели этого обучения сводятся к овладению учащихся методами решения определенной системы математических задач. С другой стороны, она определяется и тем, что полноценное достижение целей обучения возможно лишь с помощью ...
Особенности организации досуга детей дошкольного возраста
Культурно-досуговая деятельность является одним из существенных ресурсов оптимизации социальной активности детей, обладает способностью стимулировать процесс социализации, инкультурации и самореализации личности. К средствам, обеспечивающим детское развитие, традиционно относят игру, общение детей ...
Классификация и содержание подвижных игр применительно к задачам развития двигательных
качеств в программе по физической культуре
Существует несколько классификаций подвижных игр . Традиционно игры различают по наличию/отсутствию инвентаря, по количеству участников, по степени интенсивности и специфики физической подготовки, наличию/отсутствию ведущего, месту проведения (двор, комната, водоем), по элементам разметки пространс ...
На протяжении всей человеческой истории люди пытались придумать способы, с помощью которых они могли бы по возможности прочно усвоить какие-либо знания. С древнейших времён тема и техника запоминания занимала пытливые умы, рассматривалась и систематизировалась великими людьми прошлого.