Большое количество рассказов, отобранных нами для закрепления знаний об этимологии слов, было взято из книги Валентины Волиной "Весёлая грамматика".
Лопух и лопата.
Лопух и лопата. Трудно представить, что слова эти - родственники. Ну что общего у лопаты с лопухом? Смешно.
Постойте - постойте! Древний корень лоп обозначал плоскость, расширение, широкий лист. От него образовались и лопух (растение с широкими листьями), и лопата (орудие труда, по форме напоминающее лист). Кстати, лопасть (плоская широкая часть винта у парохода или самолёта) тоже внешне на лист похожа. Теперь становится понятным и словечко лопоухий: человек с большими, как лопы (листья), ушами.
2. На основе таких справок, предлагаемых учителем или выясняемых самими школьниками, учащиеся составляли на уроках этимологические словарики "Из истории слова", в которые записывали сведения из истории только что проанализированного на уроке слова. Записи в словариках выглядели следующим образом: столица (стол), картина (карта), сегодня (сей день). Такие простые и лаконичные записи делались в целях запоминания учащимися написания слов с непроверяемыми орфограммами.
3. Игра "Верно ли?", разработанная О.Н. Лёвушкиной
Эта игра помогала учащимся закрепить навык соотносить созвучные слова по значению, актуализировать в памяти научные сведения об этимологии уже известных им слов. Приведём несколько вопросов для этой игры.
Верно ли, что…
… слова портной и портфель восходят к одному и тому же историческому корню?
(Неверно. Слово портной исконно русское и восходит к слову порт в значении "полотно". Слово портфель восходит к французскому портер, что значит "носить")
… слово газета образовано от слова газ?
(Неверно. Слово газета образовано от итальянского газа, что значит "сорока" - изображение птицы на мелкой монете, которую отдавали за лист бумаги с напечатанной информацией. Слово газ восходит к греческому хаос в значении "первичное, бесформенное состояние мира")
… слова капитан и капуста восходят к одному и тому же историческому корню?
(Верно. Слова капуста и капитан восходят к латинскому капут в значении "голова")
…слова работа и ребята восходят к одному и тому же историческому корню?
(Верно. Они происходят от одного корня раб)
4. Этимологические кроссворды.
Эффективно использовались для закрепления знаний, полученных в процессе словарной работы с опорой на этимологию, этимологические кроссворды.
Кроссворд
|
К | ||||||||||||||
|
П |
Е |
С |
О |
К |
А | |||||||||
|
О |
Г |
О |
Р |
О |
Д | |||||||||
|
Р |
Т | |||||||||||||
|
С |
О |
Л |
Д |
А |
Т |
И | ||||||||
|
Л |
Т |
Б |
Н | |||||||||||
|
О |
О |
Л |
А | |||||||||||
|
П |
Л |
Ь | ||||||||||||
|
А |
И | |||||||||||||
|
Т |
Ц | |||||||||||||
|
Т |
Р |
А |
М |
В |
А |
Й | ||||||||
Социально-педагогические основы организации школьных каникул
Практика последних лет - открывать при школе каникулярные лагеря дневного пребывания — делает актуальным разговор об организационных основах этих объединений. На сегодняшний день есть два управленческих стереотипа, настолько глубоко укоренившихся в сознании начальников детских лагерей и контролирую ...
Игровые приемы в обучении письму на начальном этапе
Одним из способов формирования и формулирования мысли является письменная речь. Внешне выраженная, как и устная, письменная речь вторична и представляет собой фиксацию наших мыслей, ассоциаций. Вторичность письма не умаляет его значения в нашей жизни, однако, является одним из факторов, определяющи ...
Начальное общее, основное общее, среднее общее образование
1. Общее образование включает в себя три ступени, соответствующие уровням образовательных программ: начальное общее, основное общее, среднее (полное) общее образование. 2. Возраст, с которого допускается прием граждан, и продолжительность их обучения на каждой ступени образования определяются устав ...
На протяжении всей человеческой истории люди пытались придумать способы, с помощью которых они могли бы по возможности прочно усвоить какие-либо знания. С древнейших времён тема и техника запоминания занимала пытливые умы, рассматривалась и систематизировалась великими людьми прошлого.