Большое количество рассказов, отобранных нами для закрепления знаний об этимологии слов, было взято из книги Валентины Волиной "Весёлая грамматика".
Лопух и лопата.
Лопух и лопата. Трудно представить, что слова эти - родственники. Ну что общего у лопаты с лопухом? Смешно.
Постойте - постойте! Древний корень лоп обозначал плоскость, расширение, широкий лист. От него образовались и лопух (растение с широкими листьями), и лопата (орудие труда, по форме напоминающее лист). Кстати, лопасть (плоская широкая часть винта у парохода или самолёта) тоже внешне на лист похожа. Теперь становится понятным и словечко лопоухий: человек с большими, как лопы (листья), ушами.
2. На основе таких справок, предлагаемых учителем или выясняемых самими школьниками, учащиеся составляли на уроках этимологические словарики "Из истории слова", в которые записывали сведения из истории только что проанализированного на уроке слова. Записи в словариках выглядели следующим образом: столица (стол), картина (карта), сегодня (сей день). Такие простые и лаконичные записи делались в целях запоминания учащимися написания слов с непроверяемыми орфограммами.
3. Игра "Верно ли?", разработанная О.Н. Лёвушкиной
Эта игра помогала учащимся закрепить навык соотносить созвучные слова по значению, актуализировать в памяти научные сведения об этимологии уже известных им слов. Приведём несколько вопросов для этой игры.
Верно ли, что…
… слова портной и портфель восходят к одному и тому же историческому корню?
(Неверно. Слово портной исконно русское и восходит к слову порт в значении "полотно". Слово портфель восходит к французскому портер, что значит "носить")
… слово газета образовано от слова газ?
(Неверно. Слово газета образовано от итальянского газа, что значит "сорока" - изображение птицы на мелкой монете, которую отдавали за лист бумаги с напечатанной информацией. Слово газ восходит к греческому хаос в значении "первичное, бесформенное состояние мира")
… слова капитан и капуста восходят к одному и тому же историческому корню?
(Верно. Слова капуста и капитан восходят к латинскому капут в значении "голова")
…слова работа и ребята восходят к одному и тому же историческому корню?
(Верно. Они происходят от одного корня раб)
4. Этимологические кроссворды.
Эффективно использовались для закрепления знаний, полученных в процессе словарной работы с опорой на этимологию, этимологические кроссворды.
Кроссворд
К | ||||||||||||||
П |
Е |
С |
О |
К |
А | |||||||||
О |
Г |
О |
Р |
О |
Д | |||||||||
Р |
Т | |||||||||||||
С |
О |
Л |
Д |
А |
Т |
И | ||||||||
Л |
Т |
Б |
Н | |||||||||||
О |
О |
Л |
А | |||||||||||
П |
Л |
Ь | ||||||||||||
А |
И | |||||||||||||
Т |
Ц | |||||||||||||
Т |
Р |
А |
М |
В |
А |
Й | ||||||||
Прусского школьного образования в борьбе с
наступающей американизацией
В этой главе автор рассуждает о необходимости образовательных реформ, имеющих целью изучение «культурной истории» и восстановление «духовного прошлого», Э. Дюбуа – Реймон отмечает, что ему недостает терминов для выражения «опасности, которой подвергается культурное развитие»: «Ей трудно дать назван ...
Психолого-педагогическая характеристика детей дошкольного возраста с ОНР Ш уровня
Впервые научное объяснение такому отклонению в развитии, каким является общее недоразвитие речи, было дано Р.Е.Леви ной и коллективом научных сотрудников НИИ дефектологии АПН СССР (Г. И.Жаренковой, Г. А. Каше, Н.А. Никашиной, Л.Ф.Спи-ровой, Т.Б.Филичевой, Г.В.Чиркиной, А.В.Ястребовой и др.) в 50-60 ...
Понятие прибыли, ее сущность
и виды
Прибыль является обобщающим показателем хозяйственной деятельности предприятий. Она представляет собой превышение доходов (объекта реализации) предприятия от произведенных и реализованных товаров и услуг над затратами на их производство и реализацию в денежном выражении. Владельцы предприятий заинт ...
На протяжении всей человеческой истории люди пытались придумать способы, с помощью которых они могли бы по возможности прочно усвоить какие-либо знания. С древнейших времён тема и техника запоминания занимала пытливые умы, рассматривалась и систематизировалась великими людьми прошлого.