- существительные;
- прилагательные;
- глаголы.
2) Использование принципа какографии – это упражнение в редактировании слов, текстов, предложений, в которых допущены ошибки. Этот прием можно использовать и при обучении каллиграфии: написать текст с нарушениями форм букв, соединения их друг с другом и предложить детям подчеркнуть ошибки.
3) Комментированное письмо с указанием орфограмм. Это один из сложных видов работы, поэтому его необходимо применять практически на каждом уроке.
4) Объяснительные и предупредительные диктанты.
5) Выборочные списывания и диктанты.
6) Показ нужной орфограммы на карточках-сигналах.
7) Письмо по памяти.
8) Использование зрительных диктантов по методике И.Федоренко.
9) Использование зрительных диктантов для развития бокового зрения.
10) Использование этимологического анализа слов.
11) Использование орфографического чтения для развития фонематического слуха.
Очень полезно после разбора упражнения читать тексты так, как написаны.
12) Прием списывания как одно из лучших средств развития орфографической зоркости.
Этот прием соединяет в себе и письмо по памяти, и орфографическое чтение, и комментированное письмо, каллиграфический навык.
Анализируя процесс письменной речи, Л.С.Высоцкий писал: «Мы очень часто скажем про себя, а потом пишем; здесь налицо мысленный черновик».
Существует множество методик по обучению списывания, но все они сходятся в одном – орфографическое прочтение просто необходимо. Как необходимо каждый урок начинать с орфографической зарядки. Формы могут быть любые: по памятке, в парах, по упражнению.
Алгоритм списывания может выглядеть так:
- прочитай предложение так, как оно слышится;
- прочитай предложение, как оно пишется;
- повтори по памяти;
- подчеркни орфограммы и «опасные места»;
- еще раз прочитай предложение так, как оно пишется;
- пиши и подчеркивай орфограммы, не смотря в книгу;
- проверь по книге.
При подборе языкового материала для списывания важно не только учитывать нарастающую сложность, но и оценивать его привлекательность с точки зрения содержания, выразительности.
Но в то же время важно выстраивать эту работу так, чтобы каждое записываемом предложение представляло собой новую ступеньку сложности.
Требования систематичности при применении приема списывания заставляет задуматься об организации домашнего списывания.
Поэтому пока не отработан алгоритм списывания, на дом нежелательно давать этот вид работы в начале обучения.
Обязательно нужно проинструктировать родителей. Во 2-3 классах желательно завести специальные тетради по списыванию и постоянно поощрять рост ребенка, следить за соблюдением форм всех букв, за правильностью их соединений.
Развитию орфографической зоркости способствуют и многие другие упражнения.
Разумеется, все предложенное не является чем-то новым, но систематическая работа на каждом уроке дает неплохие результаты в обучении грамотному письму.
Средства культурно-досуговой деятельности и их роль в развитии
коммуникативных навыков детей
Одной из важнейших задач современного общества является социализация ребенка и важнейшая ее часть – развитие коммуникативности ребенка, то есть умения общаться со сверстниками и взрослыми. Жизнь каждого человека буквально пронизана контактами с другими людьми. Потребность в общении – одна из самых ...
Введение отрицательных чисел. Определения свойств
действий над целыми числами
Следующее расширение понятия числа – знакомство учащихся с отрицательными числами. С методической стороны введение отрицательных чисел особых затруднений не представляет, т.к. дети часто встречаются в жизни. Наибольшую трудность в их изучении представляет обоснование действии над ними. Введение пон ...
Методические основы
обучения лексике
Лексика в системе языковых средств является важнейшим компонентом речевой деятельности: аудирования и говорения, чтения и письма. Это определяет ее важное место на каждом уроке иностранного языка, и формирование лексических навыков постоянно находятся в поле зрения учителя. Что такое лексика? Лекси ...
На протяжении всей человеческой истории люди пытались придумать способы, с помощью которых они могли бы по возможности прочно усвоить какие-либо знания. С древнейших времён тема и техника запоминания занимала пытливые умы, рассматривалась и систематизировалась великими людьми прошлого.