Определение уровня воспитанности дошкольников на практике

Педагогика » Диагностика воспитанности детей дошкольного возраста » Определение уровня воспитанности дошкольников на практике

Страница 2

При проведении данной диагностики были получены результаты, приведенные в таблице. Проанализировав полученные данные, можно сделать следующие выводы. У 20 % детей подготовительной группы хорошо развиты такие интегративные качества личности, как общительность, дисциплинированность, аккуратность (1 уровень воспитанности). У 40% детей данные качества неустойчивы (2 уровень воспитанности). И у 40% развиты слабо (3 уровень воспитанности).

У 40 % детей отзывчивость, дружелюбие, самостоятельность, любознательность и честность являются устойчивыми качествами личности (1 уровень). У 20 % данные качества присутствуют, но еще не устойчивы (2 уровень). У 40% детей развиты слабо.

У 100% детей присутствует мотивация к повышению внутренней культуры личности. У 60% детей присутствует мотивация к повышению внешней культуры личности, у 40% - отсутствует.

В среднем группу можно охарактеризовать 3 уровнем воспитанности.

Для систематического отслеживания состояния воспитанности группы, рекомендуется проводить данную диагностику 2 раза в год:

· декабрь – промежуточная диагностика,

· май – итоговая диагностика.

Проведение данной диагностики позволяет педагогу построить индивидуальные направления воспитания ребенка, наметить перспективы развития качеств личности. Участие самого ребенка в процессе диагностики позволяет провести сравнение между его самооценкой и оценкой взрослого (возможно несовпадение).

Привлечение родителей к данной диагностике помогает сделать его активным участником воспитательной системы, а процесс заполнения им диагностической карты может быть использован опытным педагогом в индивидуальных встречах с родителем для обсуждения проблем и перспектив развития ребенка.

Анализируя диагностическую карту по вертикали, педагог сможет выявить проблемы воспитания детского коллектива и спланировать целенаправленную работу по устранению проблем воспитательного процесса.

Диагностика воспитательного процесса является самым трудным компонентом воспитательной системы. Но без этой работы невозможно организовать обоснованный и эффективный процесс развития личности ребенка и проанализировать качество воспитательной системы.

При написании работы, мы изучили и проанализировали психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования, определили сущность ключевых понятий. Выявили критерии воспитанности детей дошкольного возраста, выделили основные методы диагностики воспитанности дошкольников и дали им теоретическое обоснование, применили на практике одну из методик диагностики воспитанности детей дошкольного возраста.

Обобщая изученный материал, можно сделать следующие выводы. Диагностика уровня воспитанности детей в наше время очень актуальна. При диагностике учащихся, педагог должен опираться на следующие показатели воспитанности:

1) показателем воспитанности является направленность внимания ребенка «на объект», «на других людей», «на себя»; а также выделение положительной направленности - на добро, созидание - и отрицательной - на зло, разрушение;

2) показателем воспитанности является наличие социально значимых качеств личности. Набор этих качеств может быть различным в зависимости от модели выпускника конкретного учебного заведения. В качестве ведущих ориентиров можно выделить отношение к высшим ценностям: к человеку, труду, школе, прекрасному, природе, к самому себе.

3) показателями являются мотивы поведения воспитанника; знание воспитанниками в соответствии с их возрастом норм и правил поведения; сформированность умений и навыков поведения в соответствии с возрастом воспитанника; в целом, поведение воспитанников.

Для диагностики воспитанности педагог должен использовать комплекс методов изучения личностных качеств. Желательно, чтобы применяемая система методов охватывала мотивы, знания и умения воспитанника. Спектр этих методов достаточно широк: опросные методы (анкетирование, тестирование, беседа и др.), наблюдение, проективное тестирование, изучение продуктов деятельности ребенка, шкалирование, метод независимых оценок и др.

Многие из методов не только позволяют педагогу выявить особенности проявления того или иного качества, но и оказывают воспитательный эффект. Тем более, что результаты ряда методик можно обсудить вместе с детьми.

Регистрация результатов диагностики осуществляется в различных формах. Очень осторожно и корректно могут использоваться цифровые индексы, шкалы, различные условные обозначения.

Диагностические методики должны подбираться педагогом с учетом возрастных особенностей детей. Таким образом, для определения уровня воспитанности дошкольников целесообразно будет использовать такие методы диагностики как наблюдение, беседа, эксперимент, совместное с родителями заполнение диагностических таблиц.

Диагностики фиксируют наличие определенных характеристик личности, помогая педагогу расширить представление о ходе становления и развития личности ребенка.

Страницы: 1 2 3

Смотрите также:

Взаимодействие между учащимся и предметом изучения
Первый вид — это взаимодействие между учащимся и содержанием или предметом изучения. Это определяющая характеристика обучения. Без этой характеристики не может быть и образования, поскольку она определяет процесс интеллектуального взаимодействия с предметом, в результате чего изменяется уровень под ...

Структура и направленность социально-педагогической деятельности
Как и любая профессиональная деятельность, социально-педагогическая деятельность имеет определенную структуру. Основными ее компонентами являются: определение цели и задач деятельности; определение субъекта и объекта деятельности; определение содержания деятельности; выбор методов и технологий рабо ...

Педагогические взгляды Руссо
Роман-трактат «Эмиль, или О воспитании» является основным педагогическим сочинением Руссо, оно целиком посвящено изложению его взглядов на воспитание; в нем разумное воспитание понимается Руссо как способ общественною переустройства. В романе действуют два персонажа - Эмиль (от рождения до 25 лет) ...

Приёмы и методы запоминания

Приёмы и методы запоминания

На протяжении всей человеческой истории люди пытались придумать способы, с помощью которых они могли бы по возможности прочно усвоить какие-либо знания. С древнейших времён тема и техника запоминания занимала пытливые умы, рассматривалась и систематизировалась великими людьми прошлого.

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.newlypedagog.ru