“Лишь в истине – и цель,и красота”
И.Бунин
Валидность исследования была определена Куком (Cook) и Кэмпбеллом (Campbell) в 1979 году как наилучшая из имеющихся апроксимаций истинных высказываний, включая высказывания затрагивающие причинно-следственные связи. Данное определение относится к установлению точности выводов исследования и подчеркивает относительный характер истины, которой возможно достичь в социальных науках. В любом научном исследовании нужно уметь ответить на следующие вопросы:
существует ли зависимость между двумя переменными;
носит ли эта зависимость причинный характер;
является ли данная зависимость значимой;
действительно ли процедуры измерения и наблюдения относятся к исследуемым конструктам;
могут ли быть обобщены причинные зависимости, выявленные в ходе исследования.
Поэтому выделим следующие типы валидности, относящиеся к этим вопросам.
Валидность статистических выводов
“Блажен, кто менее зависит
от людей”.
Г.Державин
Этот тип валидности соответствует проверке статистической значимости зависимости между двумя переменными. Такие выводы всегда являются вероятностными. Действительно, можно совершить два типа ошибок: решить, что зависимость является значимой, в то время, когда это не так, или решить, что значимая зависимость между переменными отсутствует, когда, напротив, она имеется.
Существуют некоторые факторы, которые могут снижать валидность статистических выводов:
слабая чувствительность исследований, которая проявляется при недостаточной по численности выборке или при большой изменчивости в сравниваемых группах, то есть испытуемые являются слишком разными и сильно отличаются друг от друга относительно некоторых переменных;
низкая надежность методик измерения или процедур манипулирования переменными, которые используются в исследовании;
факторы помех, присутствующие в условиях эксперимента;
нарушение принятых правил проведения и обработки, которые установлены для различных статистических методов.
Стратегия повышения валидности статистических выводов состоит в уменьшении вариативности ошибки путем применения, например, схемы исследования с повторными пробами или использования однородных групп. Статистическая состоятельность исследования может диагностироваться как на стадии проектирования исследования (например, проверка расчета величины выборки), так и после исследования для оценки его результатов.
Внутренняя валидность
“От слов своих бывал я огорченным.
Бывал я рад словам неизреченным”.
Рудаки
Внутренняя валидность – один из самых важных типов валидности, который действительно касается отношений между зависимыми и независимыми переменными. Эта валидность связана с особым процедурами, которые позволяют определить, насколько выводы, сделанные в данном исследовании, достоверны. После того, как установлено существование зависимости между переменной X и переменной Y, необходимо решить, какая из переменных является причиной, а какая следствием, то есть определить направление данной взаимосвязи. Если Y наблюдается после X, то можно сказать, что X является причиной Y.
Однако может оказаться, что отношение зависимости между X и Y вызвано третьей переменной С. Для установления внутренней валидности необходимо рассмотреть все возможности влияния третьей переменной С на переменные X и Y и исключить их. Считается, что исследование обладает внутренней валидностью, если доказано, что существует зависимость причинно-следственного типа между зависимыми и независимыми переменными.
Причины снижения внутренней валидности исследования:
Методические аспекты подготовки и проведения народных праздников в дошкольном
образовательном учреждении
Праздник в дошкольном образовательном учреждении - один из видов досуга детей и взрослых, который в ненавязчивой форме знакомит детей с народными традициями и обычаями русского народа. Организация и проведение праздничных мероприятий расширяет знания детей о знаменательных датах истории страны, об ...
Описание результатов эмпирического исследования эффективности использования
дидактических игр как средства активизации познавательной деятельности младших школьников
Для подтверждения теоретических выводов нами организовано эмпирическое исследование эффективности использования дидактических игр как средства активизации познавательной деятельности младших школьников. Цели данного исследования: выявление эффективности использования дидактических игр как средства ...
Структура и направленность социально-педагогической
деятельности
Как и любая профессиональная деятельность, социально-педагогическая деятельность имеет определенную структуру. Основными ее компонентами являются: определение цели и задач деятельности; определение субъекта и объекта деятельности; определение содержания деятельности; выбор методов и технологий рабо ...
На протяжении всей человеческой истории люди пытались придумать способы, с помощью которых они могли бы по возможности прочно усвоить какие-либо знания. С древнейших времён тема и техника запоминания занимала пытливые умы, рассматривалась и систематизировалась великими людьми прошлого.