Структура и уровни социально-педагогической диагностики

Педагогика » Основы социально-педагогической диагностики » Структура и уровни социально-педагогической диагностики

Страница 11

Нравственная культура педагога-исследователя включает такие его качества как честность и принципиальность в научном поиске, как принципиальность утверждения чистоты эксперимента и невозможность пойти на “подгонку” диагностических данных, когда они противоречат научным положениям, значимым для исследователя. Это уважительность к другим точкам зрения и невозможность утверждать значимость собственных взглядов как истину в последней инстанции. Нравственная культура исследователя – это его порядочность, когда он просто неспособен выдать чужое за свое, даже в мелочах обогатить себя за счет других. Нравственная культура исследователя – это трезвый взгляд на свое исследование в пространстве науки, понимание значимости научного поиска других ученых, обоснованное определение значения своего исследования, его места в общем строго научных поисков по данной проблеме. Проявление всех аспектов нравственной культуры педагога-исследователя обогащает его как личность, поднимает его авторитет. Таковы некоторые личностные, нравственно-этические аспекты исследовательского поиска.

С позиции личностных мировоззренческих аспектов остановимся на таком феномене как вера. К сожалению, в раскрытии особенностей исследовательской деятельности этот личностный феномен чаще всего не упоминается. А, между тем, он имеет немаловажное значение и для самого исследователя, и для науки. В последние годы это понятие нашло отражение в психологической литературе. Вера, согласно словарю, это эмоционально-окрашенное, пронизанное чувствами отношение к явлениям действительности. Следовательно, в исследовании веру можно определить как эмоционально-окрашенное, пронизанное чувствами отношение к предмету своей исследовательской деятельности во всех ее ипостасях: к ее целям, ее содержанию, процессу, результатам. Вера – это уверенность в нужности и значимости предмета исследования и правильности избранного пути.

Однако не надо все эти положения принимать без оговорок, ибо на долгом пути есть немало подводных рифов, а главное – есть риск оказаться в противоречии со всем тем, на что ориентирует нравственная культура исследовательского поиска. Надо всегда помнить, что соотношение веры и разума в сознании исследователя может быть разным. Может быть вера, убивающая разумные доводы, слепая вера, определяемая только чувствами. Слепая вера означает сон разума, человек живет и действует на основе силы эмоциональных побуждений. А сон разума рождает чудовищ, и история человеческий цивилизаций дает в этом плане немало свидетельств. Конечно, в исследовательской работе исследователь до такой слепой веры не доходит. Но бездоказательная вера в исключительность своих идей, значимость собственных утверждений может иметь место и у исследователя. Значит, вера должна обязательно подкрепляться разумными и доказательными доводами, которые выдвигает активная мыслительная деятельность. В целом, в исследовательском поиске, в личностных его проявлениях, противоречиво сочетаются критическая мысль человека, открывающего новое и подвергающего сомнению собственные открытия, видящего уязвимые места своих находок и верящего в то, что не все так плохо. Вера как бы ставит заслон ненужным сомнениям и разъедающей душу неуверенности, вера поддерживает творческий тонус. В этом сочетании, совместимости разумного и эмоционального в научном поиске кроется удивительная привлекательность научной деятельности, возможность жить ею, видеть в ней смысл своего существования. И еще важное положение: на этом стыке погруженности мыслью в проблему и веры в нее и возможна, на наш взгляд, интуиция. Как определяет психологический словарь, интуиция – это знание, возникающие без осознания путей и условий его возникновения, это рождение новой идеи, нового знания, быстро, сразу, как озарение. Но и при этом, интуиция – это результат “погружения” человека в свою проблему, работа мысли, умственного напряжения и веры. На этом стыке и возникает новое, часто очень ценное знание как замечательный результат творческого поиска.

Страницы: 6 7 8 9 10 11 12 13

Смотрите также:

Педагогическое тестирование, преимущества и недостатки тестового контроля знаний
Это форма измерения знаний учащихся, основанная на применении педагогических тестов. Педагогический тест — это инструмент, предназначенный для измерения обученности учащегося, состоящий из системы тестовых заданий, стандартизованной процедуры проведения, обработки и анализа результатов. Тесты можно ...

Научно-исследовательский потенциал
На территории Сибири расположена целая сеть научно-исследовательских институтов, представляющих практически все области человеческих знаний. Исследования проводимые научными коллективами включают широкий круг проблем, в том числе связанных с реализацией различных международных программ, таких как I ...

Учебно-методическая работа
Поурочно-тематические планы по специальным общетехническим дисциплинам утверждаются на заседании методической комиссии. При их утверждении составляется протокол, который подписывается председателем методической комиссии. Данные планы представляют собой наименование тем, которые необходимо изучить, ...

Приёмы и методы запоминания

Приёмы и методы запоминания

На протяжении всей человеческой истории люди пытались придумать способы, с помощью которых они могли бы по возможности прочно усвоить какие-либо знания. С древнейших времён тема и техника запоминания занимала пытливые умы, рассматривалась и систематизировалась великими людьми прошлого.

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.newlypedagog.ru