Взаимосвязь уровней проявления психики и сознания, необходимых составляющих профессиональной деятельности педагога и сочетание их с педагогической действительностью
Таким образом, педагогическая деятельность в аспекте интуитивного подхода – это воспитательный процесс, направленный на формирование знаний, умений, навыков личности человека с учетом уровней его сознания и возможностей его бессознательного, в процессе которого происходит осознание воспитанниками требуемых норм и правил, переход знаний в убеждения, которыми руководствуется воспитанник и формированием чувств. Результатом педагогической деятельности является определенное поведение, которое проявляет личность в своей жизнедеятельности и обществе.
Интересной областью формирования и развития интуиции в педагогической деятельности будет психологическая перестройка сознания педагога: условия и процесс изменения; методы её стимулирования и развития.
Второй элемент – творческий поиск, построенный на обновлении, дополнении и совершенствовании субъектного опыта педагога.
Третий элемент – методы стимулирования и развития интуиции: развитие самоактуализации; работа с убеждениями; развитие эмпатических способностей и эмпатии.
Процесс психологической перестройки педагога может идти по следующим стадиям: I – формирование проблемного мышления; II – творческий поиск; III – освоение закрепленного опыта.
Для развития педагогической интуиции широкими возможностями обладают герменевтический, экзистенциальный, личностно ориентированный подходы, трансактный анализ, арт-терапия и гештальт-терапия.
По мнению Л. Дэй, развитие интуиции идет ступенчато от открытия, через осознание, притворство, доверие, изложение, интерпретацию к интеграции.
Среди методик, направленных на определение уровней интуиции, её проявлений, можно назвать следующие: «Изучение эмпатических способностей (В.В. Бойко); методика определения психосоматических расстройств «Торонтскаяалекситемическая шкала» (ТАШ); модификационный вариант самоактуализационного теста (А.Д. Барбитова): «Экологичность убеждений» (А. Элис); анкета «Насколько вы чувствительны?» (С.Дэйл) и др.
Рассмотрев тему «Интуиция педагога», можно сделать некоторые выводы.
Интуиция является необходимой частью педагогической деятельности.
Изучение особенностей интуиции направлено на обогащение педагогической практики знаниями о возможностях ее использования в педагогической деятельности.
Использование интуитивного подхода, основным элементом которого является интуиция, открывает еще одну область, в которой педагог может найти многие ответы на вопросы по решению проблем повышения эффективности образовательного процесса, личностного развития и профессионального роста.
Для того, чтобы способствовать профессиональному росту педагога, необходимо в системе профессионального обучения и повышения квалификации работников образования уделять внимание развитию интуиции.
Дополнение к школьному химическому эксперименту по органической химии
Тема «Многоатомные спирты» – одна из ключевых в школьном курсе органической химии. Изучение этой темы дает возможность учителю успешно осуществить опережающее обучение и предварительно ознакомить школьников с такими важными органическими веществами, как жиры (сложные эфиры), углеводы. Кроме того, э ...
Условия успешного семейного воспитания
К наиболее значимым условиям семейного воспитания относятся: семейный быт, уклад, семейные традиции, эмоциональный климат семьи, общение и совместная деятельность, понимание и принятие ребенка, чувство долга и ответственности родителей за воспитание детей, авторитет родителей, их педагогическая кул ...
Методика обследования уровня сформированности пересказа у детей дошкольного
возраста с ОНР III уровня
Наше экспериментальное исследование, проводилось на базе дошкольного образовательного учреждения комбинированного типа №55. Эксперимент проводился с 4 детьми старшей группы №6 с общим недоразвитием речи. Для обследования использования традиционных и нетрадиционных методов пересказа, при обучении де ...
На протяжении всей человеческой истории люди пытались придумать способы, с помощью которых они могли бы по возможности прочно усвоить какие-либо знания. С древнейших времён тема и техника запоминания занимала пытливые умы, рассматривалась и систематизировалась великими людьми прошлого.