Взаимосвязь психики и сознания

Педагогика » Интуиция педагога » Взаимосвязь психики и сознания

Взаимосвязь уровней проявления психики и сознания, необходимых составляющих профессиональной деятельности педагога и сочетание их с педагогической действительностью

Таким образом, педагогическая деятельность в аспекте интуитивного подхода – это воспитательный процесс, направленный на формирование знаний, умений, навыков личности человека с учетом уровней его сознания и возможностей его бессознательного, в процессе которого происходит осознание воспитанниками требуемых норм и правил, переход знаний в убеждения, которыми руководствуется воспитанник и формированием чувств. Результатом педагогической деятельности является определенное поведение, которое проявляет личность в своей жизнедеятельности и обществе.

Интересной областью формирования и развития интуиции в педагогической деятельности будет психологическая перестройка сознания педагога: условия и процесс изменения; методы её стимулирования и развития.

Второй элемент – творческий поиск, построенный на обновлении, дополнении и совершенствовании субъектного опыта педагога.

Третий элемент – методы стимулирования и развития интуиции: развитие самоактуализации; работа с убеждениями; развитие эмпатических способностей и эмпатии.

Процесс психологической перестройки педагога может идти по следующим стадиям: I – формирование проблемного мышления; II – творческий поиск; III – освоение закрепленного опыта.

Для развития педагогической интуиции широкими возможностями обладают герменевтический, экзистенциальный, личностно ориентированный подходы, трансактный анализ, арт-терапия и гештальт-терапия.

По мнению Л. Дэй, развитие интуиции идет ступенчато от открытия, через осознание, притворство, доверие, изложение, интерпретацию к интеграции.

Среди методик, направленных на определение уровней интуиции, её проявлений, можно назвать следующие: «Изучение эмпатических способностей (В.В. Бойко); методика определения психосоматических расстройств «Торонтскаяалекситемическая шкала» (ТАШ); модификационный вариант самоактуализационного теста (А.Д. Барбитова): «Экологичность убеждений» (А. Элис); анкета «Насколько вы чувствительны?» (С.Дэйл) и др.

Рассмотрев тему «Интуиция педагога», можно сделать некоторые выводы.

Интуиция является необходимой частью педагогической деятельности.

Изучение особенностей интуиции направлено на обогащение педагогической практики знаниями о возможностях ее использования в педагогической деятельности.

Использование интуитивного подхода, основным элементом которого является интуиция, открывает еще одну область, в которой педагог может найти многие ответы на вопросы по решению проблем повышения эффективности образовательного процесса, личностного развития и профессионального роста.

Для того, чтобы способствовать профессиональному росту педагога, необходимо в системе профессионального обучения и повышения квалификации работников образования уделять внимание развитию интуиции.

Смотрите также:

Формирование привычек здорового образа жизни у младших подростков
Образ жизни - одна из важнейших социологических категорий, интегрирующая представление об определенном виде жизнедеятельности людей. Под ним понимается устойчивый, сложившийся в определенных общественно-экономических условиях способ жизнедеятельности людей, удовлетворения материальных и духовных по ...

Сведения из истории развития методов обучения текстовым задачам
Первоначально обучение математике велось через обучение решению практических задач. Ученики, подражая учителю, решали задачи на определенное «правило». При этом учащиеся не могли сознательно усваивать тот или иной способ действия. По мнению старинных авторов, «понимать-то едва ли нужно было…» «Это ...

Просветительное и воспитательное влияние игры
Для ребенка игра – это средство психологической подготовки к будущим реальным жизненным ситуациям. Непосредственно игра в внеучебной воспитательной работе оказывает на ребенка определенное просветительное и воспитательное влияние. Прежде всего, стоит определить, в чем же заключается педагогический ...

Приёмы и методы запоминания

Приёмы и методы запоминания

На протяжении всей человеческой истории люди пытались придумать способы, с помощью которых они могли бы по возможности прочно усвоить какие-либо знания. С древнейших времён тема и техника запоминания занимала пытливые умы, рассматривалась и систематизировалась великими людьми прошлого.

Категории

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.newlypedagog.ru