История философской, психологической и педагогической мысли связана в значительной мере с тем или иным решением проблемы сознания/бессознательного.
В философии, психологии и психоанализе, в психиатрии, психофизиологии, юридических науках, искусствоведении широко употребляется термин «бессознательное».
В психологии считается, что бессознательное – психические явления и процессы, которые не осознаются человеком или не контролируются им.
Бессознательное или неосознаваемое — совокупность психических процессов, в отношении которых отсутствует субъективный контроль. Бессознательным считается всё, что не становится для индивида объектом осознания.
Среди исследователей, пытавшихся понять человеческую душу и мышление и признающих некие скрытые силы, недоступные для непосредственного наблюдения, связывавших эти явления с бессознательным можно отметить Платона, Декарта, Ницше, Жане, Месмера, Шарко. Ими были разработаны концепции, в которых определялась роль бессознательного. Но в этих концепциях бессознательное чаще всего проявляется в статичном и пассивном виде как продолжение сознательного.
З. Фрейд отмечал в бессознательном такие качества, как активность и динамичность В психологии бессознательное обычно противопоставляется сознательному.
Анализ психологической литературы показал, что в общей психологии представлены такие типы бессознательного как:
* «предсознание», автоматизированные двигательные навыки (движения, которые ранее осуществлялись под контролем сознания, а затем стали выполняться автоматически);
* бессознательные явления личности, состоящие из трех классов – неосознанные генетические программы (инстинкты), самым известным из которых является либидо Зигмунда Фрейда; негативные явления, вытесненные из сознания (обиды, оскорбления и пр.); неосознанные программы поведения, установленные другими людьми (родительские программы, внушение и гипноз, идеологические установки, реклама и т. д.);
* особые психические состояния, характеризующиеся ослабленным контролем сознания (сон, гипноз, транс, аффект, наркотическое и алкогольное опьянение и т. д.);
* так называемые, «надсознательные» процессы – высокоэффективные неосознаваемые мыслительные процессы: интуиция, инсайт (творческое озарение), вдохновение, сатори и пр.
Механизм работы бессознательного состоит в том, что некие импульсы, оказывающие давление в направлении сознания, сдерживаются цензурой, которая располагается между бессознательным и предсознанием.
Бессознательный характер может иметь любое психическое явление: ощущения, восприятие, память, мышление и т. д., может проявляться как в коллективной, так и в личностной области психики. Так, К. Юнг придавал коллективному бессознательному центральное место в структуре личности.
К интуиции направлено внимание философов, психологов, математиков, педагогов.
В философии Платон, Декарт, Локк, Спиноза, Лейбниц, Гегель, Бергсон рассматривали интуицию как вид знания, специфика которого обусловлена способом его приобретения. Они определяли его как непосредственное знание, не нуждающееся в доказательстве и воспринимаемое как достоверное.
В. В. Давыдов, Б. Г. Мещеряков, Я. А. Пономарев и др., исследуя психологию творчества, определяют её как эвристический процесс, состоящий в нахождении решения задачи на основе ориентиров поиска, не связанных логически или недостаточных для получения логического вывода. Для интуиции характерна быстрота (иногда моментальность) формулирования гипотез.
Какой быть системе образования в Республике Казахстан
Ситуация, в которой оказался Казахстан, характеризуется вызовами (требованиями) времени и ответами на них Республики. Прежде всего, это глобальный экономический кризис и форсированное индустриально-инновационное развитие Республики как казахстанский путь к посткризисному развитию и лидерству . Каки ...
Вопросы и примеры задач на закрепление понятия массы
Вопросы по изучению темы "Масса тела. Единицы массы " в 6 классе. 1. Предложите метод, который вам позволит оценить массу макового зернышка. В вашем распоряжении имеются весы с разновесами и пакетик маковых зерен. (Ответ: Необходимо отсчитать достаточное количество зерен, а затем с помощь ...
Обучение как целенаправленный процесс развития личности
Проблема соотношения обучения и развития является не только методологически, но и практически значимой. От ее решения зависит определение содержания образования, выбор форм и методов обучения. Напомним, что под обучением следует понимать не процесс "передачи " готовых знаний от учителя к ...
На протяжении всей человеческой истории люди пытались придумать способы, с помощью которых они могли бы по возможности прочно усвоить какие-либо знания. С древнейших времён тема и техника запоминания занимала пытливые умы, рассматривалась и систематизировалась великими людьми прошлого.