История философской, психологической и педагогической мысли связана в значительной мере с тем или иным решением проблемы сознания/бессознательного.
В философии, психологии и психоанализе, в психиатрии, психофизиологии, юридических науках, искусствоведении широко употребляется термин «бессознательное».
В психологии считается, что бессознательное – психические явления и процессы, которые не осознаются человеком или не контролируются им.
Бессознательное или неосознаваемое — совокупность психических процессов, в отношении которых отсутствует субъективный контроль. Бессознательным считается всё, что не становится для индивида объектом осознания.
Среди исследователей, пытавшихся понять человеческую душу и мышление и признающих некие скрытые силы, недоступные для непосредственного наблюдения, связывавших эти явления с бессознательным можно отметить Платона, Декарта, Ницше, Жане, Месмера, Шарко. Ими были разработаны концепции, в которых определялась роль бессознательного. Но в этих концепциях бессознательное чаще всего проявляется в статичном и пассивном виде как продолжение сознательного.
З. Фрейд отмечал в бессознательном такие качества, как активность и динамичность В психологии бессознательное обычно противопоставляется сознательному.
Анализ психологической литературы показал, что в общей психологии представлены такие типы бессознательного как:
* «предсознание», автоматизированные двигательные навыки (движения, которые ранее осуществлялись под контролем сознания, а затем стали выполняться автоматически);
* бессознательные явления личности, состоящие из трех классов – неосознанные генетические программы (инстинкты), самым известным из которых является либидо Зигмунда Фрейда; негативные явления, вытесненные из сознания (обиды, оскорбления и пр.); неосознанные программы поведения, установленные другими людьми (родительские программы, внушение и гипноз, идеологические установки, реклама и т. д.);
* особые психические состояния, характеризующиеся ослабленным контролем сознания (сон, гипноз, транс, аффект, наркотическое и алкогольное опьянение и т. д.);
* так называемые, «надсознательные» процессы – высокоэффективные неосознаваемые мыслительные процессы: интуиция, инсайт (творческое озарение), вдохновение, сатори и пр.
Механизм работы бессознательного состоит в том, что некие импульсы, оказывающие давление в направлении сознания, сдерживаются цензурой, которая располагается между бессознательным и предсознанием.
Бессознательный характер может иметь любое психическое явление: ощущения, восприятие, память, мышление и т. д., может проявляться как в коллективной, так и в личностной области психики. Так, К. Юнг придавал коллективному бессознательному центральное место в структуре личности.
К интуиции направлено внимание философов, психологов, математиков, педагогов.
В философии Платон, Декарт, Локк, Спиноза, Лейбниц, Гегель, Бергсон рассматривали интуицию как вид знания, специфика которого обусловлена способом его приобретения. Они определяли его как непосредственное знание, не нуждающееся в доказательстве и воспринимаемое как достоверное.
В. В. Давыдов, Б. Г. Мещеряков, Я. А. Пономарев и др., исследуя психологию творчества, определяют её как эвристический процесс, состоящий в нахождении решения задачи на основе ориентиров поиска, не связанных логически или недостаточных для получения логического вывода. Для интуиции характерна быстрота (иногда моментальность) формулирования гипотез.
Использования мультимедийных технологий на различных
этапах урока
Рассмотрим возможности использования мультимедийных технологий на различных этапах урока: Этапы урока Содержание Цели Условия достижения положительных результатов организационный демонстрация темы и целей урока Подготовить учащихся к работе на уроке доброжелательный настрой учителя и учащихся; быст ...
Анализ эффективности методов воспитания культуры общения у детей старшего
дошкольного возраста
По окончании формирующего этапа в экспериментальной группе проведен контрольный этап эксперимента. Задача контрольного эксперимента – выявить влияние используемой коррекционной программы на эффективность воспитания культуры общения у детей старшего дошкольного возраста. Центральный этап состоял из ...
Роль и значение подвижных игр. Подвижные игры
как средства развития двигательных качеств
Подвижная игра – одна из важнейших средств всестороннего развития детей младшего школьного возраста. Характерная ее возможность – комплексность воздействия на организм и на все стороны личности ребенка: в игре одновременно осуществляется физическое, умственное, нравственное, эстетическое и трудовое ...
На протяжении всей человеческой истории люди пытались придумать способы, с помощью которых они могли бы по возможности прочно усвоить какие-либо знания. С древнейших времён тема и техника запоминания занимала пытливые умы, рассматривалась и систематизировалась великими людьми прошлого.