Опытно-экспериментальная работа проводилась в МДОУ № 24 г. Ангарска в первой младшей группе.
Были поставлены следующие задачи:
1. Изучить предметно-пространственную среду, созданную в дошкольном учреждении для проведения работы по развитию словаря с использованием игрушки.
2. Изучить уровень развития словаря детей третьего года жизни.
3. Разработать методику использования разнообразных приемов работы на занятиях с игрушками.
4. Проанализировать результаты опытно-экспериментальной работы.
5. Опытно-экспериментальная работа проводилась в три этапа,
I этап - констатирующий эксперимент.
Он включал три основных момента:
1. Анализ предметно-пространственной среды:
• анализ планирования работы: системность, последовательность, тематика, регулярность, используемые приемы;
• изучено учебно-методическое обеспечение в группе и методическом кабинете;
• наличие наглядного материала - игрушек;
• наличие методической литературы.
2. Диагностика умений детей в овладении пассивным и активным словарем.
3. Анкетирование родителей с целью выявления отношения к данной проблеме.
Мы проанализировали план воспитателя за период с октября по февраль включительно. Отмечаем, что занятия по развитию речи с использованием грушки проводились один раз в неделю, что говорит о регулярности данной работы. Занятия проводятся с использованием разнообразных интересных приемов.
Затем мы изучили учебно-методическое обеспечение в педагогическом кабинете: там подобраны пособия по использованию игрушки для развития речи (Л.Н. Павловой, Г.Ф. Лоза, Е.И. Радиной, В.А. Езикеевой).
Кроме этого в методическом кабинете собраны периодические издания, в которых освещены новые исследования работы детей с игрушками: журнал «Дошкольное воспитание» и его приложение «Ребенок в детском саду». Есть подбор игрушек, классифицированных по темам.
В группе также есть подбор мелких игрушек по видам и категориям, наборы игрушек, представленных в виде лото. Игрушки расположены в доступном для воспитателей и детей месте. Для каждой темы свой конверт, что помогает педагогу в любой момент найти нужную игрушку.
Таким образом, в детском учреждении созданы условия для повышения методического уровня педагогов по организации работы с детьми по развитию речи с использованием игрушки.
После этого мы провели диагностику уровня развития словаря и анкетирование родителей.
За основу мы взяли диагностику, разработанную Л. Матвеевой, И. Выбойщик, Д. Мякушкиным.
Основными критериями оценки развития словаря с использованием игрушки мы использовали:
• определяет изображения по названию;
• называют изображения.
Для проведения констатирующего эксперимента мы определили две группы: экспериментальную группу, состоящую из восьми человек (Игорь Б. - 2 года 1 месяц, Вера Р. - 2 года 1 месяц, Диана В. - 2 года 1 месяц, Паша Ю. - 2 года, Данил И. - 2 года, Арина Н. - 1 год 11 месяцев, Владик Я. - 2 года, Лена 3. - 1 год 11 месяцев) и контрольную группу (Антон М. - 2 года 2 месяца, Катя Н. - 2 года 1 месяц, Настя И. - 1 год 11 месяцев, Максим Д. - 1 год 11 месяцев, Дима С. - 2 года, Женя Ж. - 2 года 1 месяц, Андрей 0.-2 года 1 месяц, Алина П. - 2 года).
Анализируя ответы детей по вышеизложенным критериям, мы определили, что в экспериментальной группе высокий уровень развития словаря имеют 0% детей, средний уровень - 62,5% детей, низкий уровень -37,5% детей.
В контрольной группе высокий уровень имеют 0% детей, средний уровень - 37%, низкий уровень - 63% детей .
Анкетирование родителей проводилось с целью выявления отношения родителей к проблеме развитая отношения родителей к проблеме развития словаря и выяснения того, какое место отводят рассматриванию игрушек с детьми. Анализируя анкеты, мы отметили, что родители серьезно относятся к этой проблеме и считают, что речевым развитием ребенка должны заниматься и родители, и воспитатели. Однако, не все родители, рассматривая игрушки, задают детям вопросы, побуждают детей говорить.
На основании полученных данных мы спланировали экспериментальную работу.
Взаимодействие педагогов и родителей для реализации современной модели художественно-эстетического образования в ДОУ
То, что ребенок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Важность семьи как института воспитания обусловлена тем, что в ней ребенок находится в течение значительной части своей жизни, и по длительности воздействия на личность ни один из институтов воспитани ...
Технология стимулирования процесса самовоспитания подростков
Технология стимулирования процесса самовоспитания подростков разработана на основе элективный курса «Профессиональное самоопределение», который представляет собой переработанный и сокращенный вариант программы ориентационного элективного курса «Профессиональное самоопределение» В. А. Чернышёвой. В ...
Анализ функции дискриминанты
В большинстве прогностических исследований конечный результат получается в виде числа. Но вариант получения результата в виде категориальной переменной тоже имеет место. Если это так, то прием мултипольного разложения неприменим и применяется анализ функции дискриминанта, который совпадает с мульти ...
На протяжении всей человеческой истории люди пытались придумать способы, с помощью которых они могли бы по возможности прочно усвоить какие-либо знания. С древнейших времён тема и техника запоминания занимала пытливые умы, рассматривалась и систематизировалась великими людьми прошлого.