Программные требования к текстовым умениям учащихся 4-го класса

Педагогика » Формирование текстовых умений на уроках русского языка в 4 классе » Программные требования к текстовым умениям учащихся 4-го класса

Текстовые умения − умения определять тему текста, его заголовок, основную мысль, ключевые слова, начальное и завершающее предложения, а также умение составлять текст на заданную или свободную тему.

Федеральный государственный образовательный стандарт начального образования предъявляет определенные требования к текстовым умениям выпускников начальной школы: https://on-open.ru/zamena-zamkov/ мастер по вскрытию и замене замков.

активное использование речевых средств;

овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами;

осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах;

умение ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач;

овладение учебными действиями с языковыми единицами и умение использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач.

На основе требований к результатам освоения основной общеобразовательной программы начального общего образования разрабатываются образовательные программы для начальной школы.

Мы приведем требования наиболее распространенных общеобразовательных программ к текстовым умениям младших школьников.

По программе Школа России предусмотрено усвоение учащимися следующих понятий:

текст;

признаки текста (членимость, смысловая цельность, связность);

типы текстов (повествование, описание, рассуждение);

предложение и текст.

В программе Школа 2100 обозначено, какие знания о тексте, умения и навыки работы с ним должны получить учащиеся к концу каждого года обучения. В 4-м классе продолжается развитие речевых умений, полученных в 1-м, 2-м и 3-м классах: понятие о тексте, анализ текста, понятие абзаца [29].

В программе Л. В. Занкова отмечается большое значение развития речи учащихся на всех этапах обучения. Большое значение имеют синтаксические упражнения, аналитическая работа с различными текстами, их составление и обсуждение, выработка композиционных умений По мере развития навыка устных рассказов вводятся письменные творческие работы – сочинения и изложения.

По программе Перспектива текст рассматривается как результат (продукт) речевой деятельности. Такой подход к тексту позволяет объединить изучение грамматики и лексики с развитием речевых умений учащихся, стимулирует детей на создание собственных текстах. В 3—4 классах полученные текстовые умения закрепляются и углубляются. Учащиеся ориентируются в речевой ситуации (кто говорит, кому говорит, что говорит). Особое внимание детей привлекается к смысловой стороне речи, к различным формам ее выражения, роли вспомогательных (несловесных) форм общения, развивается умение ребенка поддерживать разговор с партнером, проявлять к нему должное внимание и уважение. Учащиеся наблюдают за функционированием языковых единиц (слов и предложений) в речи. Они постепенно приучаются реализовывать свои коммуникативные намерения, оформлять устные и письменные высказывания в соответствии с культурными нормами. Обращается внимание на слово как средство художественной выразительности.

В 4 классе учащиеся, пользуясь моделью речевого общения, осознают такие важные его аспекты, как ролевые отношения (кто говорит, кому говорит), содержание речи и ее словесное оформление (что говорит и как говорит), размышляют над целью и мотивами общения (зачем говорит, почему говорит), используют формулы речевого этикета в устном общении, фиксируют их в письменной речи. Расширяются представления о диалоге, закрепляются умения составлять рассказы на заданную тему, воспроизводить содержание прочитанного в краткой и полной форме. В 4 классе акцент делается на вопросах совершенствования письменной речи, на написании изложений, сочинений, текстов делового характера. Формируется умение различать научный и художественный текст, находить средства выразительности для создание художественных текстов; при работе с научно-познавательными текстами обращается в. обращается внимание на логичность изложения материала, на точность использования понятий.

Итак, анализ образовательных программ начальной школы показал, что изучение текста как синтаксической единицы в курсе русского языка начальной школы, развитие текстовых умений очень важно для развития речи младших школьников.

Смотрите также:

Методика использования комплекса через систему дидактических игр
Дидактические игры — это не просто заполнение свободного времени детей, а спланированный и целенаправленный педагогический прием для расширения и закрепления полученных ими знаний. В процессе дидактических игр дети учатся на практике самостоятельно применять полученные на занятиях знания об окружаю ...

Изменение в области высшего образования в 70–80-е гг. XIX в
Место университетского вопроса в общей политике самодержавия определялось значением, какое приобрело вообще высшее образование в 70-х гг. XIX в. Подготовка интеллигенции диктовалась общественным развитием, темпы которого усилились после падения крепостного права. Функционирование государственной си ...

Обзор педагогических трудов Ф.В. Филипповича
Исследователями Ю.М. Колягиным и О.А. Саввиной установлено, что «Самым значительным трудом Филипповича явилась книга «Педагогика математики», написанная им в соавторстве с В. Р. Мрочеком и вышедшая в 1910 г.» Изданию «Педагогики математики» предшествовала кропотливая и длительная подготовка. Поскол ...

Приёмы и методы запоминания

Приёмы и методы запоминания

На протяжении всей человеческой истории люди пытались придумать способы, с помощью которых они могли бы по возможности прочно усвоить какие-либо знания. С древнейших времён тема и техника запоминания занимала пытливые умы, рассматривалась и систематизировалась великими людьми прошлого.

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.newlypedagog.ru