Вклад отечественных педагогов в разработку проблем трудового воспитания дошкольников

Педагогика » Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с трудом взрослых » Вклад отечественных педагогов в разработку проблем трудового воспитания дошкольников

Страница 2

Вспомним стихи Некрасова — 5—6-летнему ребенку отец говорит: «Довольно, Ванюша! Гулял ты немало, пора за работу, родной!» С чего отец начинает приучать сына к труду? Отец делает так, что «труд обернется сначала к Ванюше нарядной своей стороной». Нарядной, обратим внимание! После того как Ванюша почувствовал эту «нарядную» сторону, ему показывают другую — «труд — не забава» .

В своей книге «Сердце отдаю детям» В. А. Сухомлинский рассказывает о том, как шестилетки с увлечением выращивают цветы и 8 Марта дарят их мамам, бабушкам, воспитательницам. Это и самим приносит радость и вселяет веру в то, что и они способны радовать других.

К. Д. Ушинский как-то поставил вопрос: какова лучшая форма наследства, оставляемого родителями своим детям? Может быть, деньги и вещи? Нет, решительно отвечал педагог. Деньги развращают наследников. Тогда, может быть, образование? И да, и нет, рассуждал Ушинский. Да — если образование воспитывает трудолюбие. Нет — если оно трудолюбия не воспитывает. Воспитание у детей безграничного трудолюбия — вот лучшая форма наследия. И одно из важнейших условий счастья наследников.

Подражание, свойственное ребенку, является одним из важнейших мотивов, побуждающих детей к активной деятельности. Наблюдение за трудом взрослых рождает желание делать то же самое. Не погасить это желание, а развить и углубить его — основная задача родителей, если они хотят вырастить ребенка трудолюбивым.

Профессор И. Ф. Свадковский в книге «Воспитание у детей трудолюбия» пишет: « .простейшая трудовая операция производит серьезные изменения в психологии и физических способностях ребенка. Эта операция как бы разделяет человека на две разные жизни: до этой операции он был неумеющим человеком, после нее стал умеющим человеком».

На основании многочисленных наблюдений он делает вывод, что центральным моментом, определяющим появление любви к труду — трудолюбия как неотъемлемого качества личности человека, является успех. Именно успех наполняет сердце ребенка радостью, вызывает прилив энергии, желание снова взяться за дело.

В. А. Сухомлинский, называя трудовое воспитание гармонией трех начал: надо, трудно и прекрасно, — вложил в это определение глубочайший смысл.

Надо . Еще как! Просто необходимо. Без любви к труду человек не может состояться, утвердиться как личность. Только трудолюбие и вместе с ним такие неотъемлемые качества, как целеустремленность, упорство, помогут ему в жизни добиться намеченной цели.

Трудно . Конечно. И родители должны быть к этому готовы. Воспитание трудолюбия у ребенка потребует от нас настойчивости, колоссального терпения и времени. Ежедневно и ежечасно, в мелочах и в главном, личным примером проводить эту основную линию в воспитании нелегко.

Прекрасно . Да. Потому что ничто не дает человеку такого высокого морального удовлетворения, как сознание: трудности преодолены, цель достигнута. Доступна эта радость только тому, кто любит труд.

В 60-ые годы прошлого столетия центральное место в исследованиях начинает занимать изучение возможностей деятельности детей для их воспитания.

Так, в исследованиях рассматриваются вопросы становления трудовой деятельности в дошкольном возрасте и ее возможности для нравственного воспитания (В.Г. Нечаева – 1964г. ), особенности труда детей в природе (В.Г. Фокина, Е.И. Корзакова – 1964г. ), целесообразность ознакомления детей с трудом взрослых и их отношением к труду, а также включения детей в труд взрослых, естественно в той мере, которая доступна дошкольникам (Е.И. Радина – 1964г.). Автор подчеркивает, что участие в труде взрослых побуждает детей не только подражать их действиям, но и проникаться их отношением к деятельности, понимать ее значимость.

Страницы: 1 2 3

Смотрите также:

Методы педагогических исследований
Методы педагогического исследования — это способы изучения педагогических явлений, получения научной информации о них с целью установления закономерных связей, отношений и построения научных теорий. Методы педагогического исследования подразделяются на теоретические и эмпирические. К теоретическим ...

Структура и направленность социально-педагогической деятельности
Как и любая профессиональная деятельность, социально-педагогическая деятельность имеет определенную структуру. Основными ее компонентами являются: определение цели и задач деятельности; определение субъекта и объекта деятельности; определение содержания деятельности; выбор методов и технологий рабо ...

Методы семантизации
Успешное развитие умения читать, говорить или понимать со слуха невозможно без прочных знаний и умений в области лексики, ибо с её помощью происходит приём и передача информации. В связи с этим на занятиях иностранным языком должно быть уделено серьёзное внимание работе над лексикой. Учителя часто ...

Приёмы и методы запоминания

Приёмы и методы запоминания

На протяжении всей человеческой истории люди пытались придумать способы, с помощью которых они могли бы по возможности прочно усвоить какие-либо знания. С древнейших времён тема и техника запоминания занимала пытливые умы, рассматривалась и систематизировалась великими людьми прошлого.

Категории

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.newlypedagog.ru